Воспитатель детского сада должен стать престижной профессией

97 тысяч педагогов работают в дошкольных организациях страны, из них 64 тысячи – воспитатели. Как обстоят дела в детских садах, где ребенок получает самые первые знания, навыки, социализацию? Какие условия созданы для педагогов, которым доверено научить ребенка первым словам, первым стихам, первой дружбе?

С целью усиленного внимания в области дошкольного воспитания и обучения в октябре прошлого года в Министерстве просвещения РК был создан Департамент дошкольного воспитания. Мы попросили директора Департамента Наталью Жумадильдаеву ответить на вопросы «Білімді ел – Образованная страна» и рассказать о том, какие приоритеты ставит Министерство просвещения в рамках дальнейшего развития дошкольных организаций.

– Наталья Васильевна, в средствах массовой информации прошла новость о том, что для педагогов дошкольных организаций будут организованы курсы повышения квалификации. Среди комментариев к этой публикации прозвучал и вопрос: «А судьи кто?» То есть кто и как будет контролировать качество этих курсов. Дайте, пожалуйста, более расширенный ответ нашим читателям: на каких платформах будут проходить курсы, каково содержание образовательных программ и как в конечном итоге будет контролироваться реализация полученных знаний на курсах?

– В целях развития ранее приобретенных профессиональных компетенций все педагоги дошкольных организаций обязаны проходить курсы повышения квалификации один раз в три года, согласно Закону «О статусе педагога».

В 2022 году разработана 41 образовательная программа для воспитателей в рамках реализации Модели развития дошкольного воспитания и обучения. Курсы прошли около 16 тысяч педагогов. Изменены подходы к проведению курсов, каждый педагог получает «Портфель слушателя курса» с едиными дидактическими и методическими материалами.

В этом году такие курсы планируются для более чем 21 тысячи педагогов. Таким образом, за трехлетний период все педагоги стопроцентно будут охвачены курсами и обеспечены с обязательными новыми формами посткурсовым сопровождением.

На сегодняшний день повышение квалификации педагога дошкольной организации является приоритетной задачей. Первая причина заключается в том, что сеть дошкольных организаций в последние годы значительно расширилась. Поэтому в Законе «О статусе педагога» предусмотрена норма, позволяющая привлекать к работе в дошкольных организациях педагогов не с профильным образованием (учитель математики, биологии, физики и т.д). Принимая во внимание, что дошкольное воспитание и обучение требует знания дошкольной педагогики, психологии и методики, разработаны соответствующие образовательные программы.

В 2021 году была принята Модель развития дошкольного образования.

Это концептуальный документ, который объединил в себе изменения нормативно-правовой базы, образовательного стандарта, учебных планов и учебной программы. Содержательная часть изменилась, и плюс к тому же были разработаны подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. Поэтому тематика курсов повышения квалификации направлена в первую очередь на то, чтобы ознакомить наших педагогов с теми изменениями, которые произошли в системе дошкольного образования. В этой связи все поставщики услуг, которые занимаются курсами повышения квалификации, выстроили свою работу с учетом изменений. На сегодня разработаны более 50 образовательных программ курсов для педагогов дошкольного воспитания и обучения на государственном и русском языках. Например, «Организация предметно-пространственной развивающей среды и обеспечение качества педагогического процесса в дошкольных организациях и предшкольных классах», «Педагог дошкольного образования в рамках реализации Модели развития дошкольного воспитания и обучения», «Реализация Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения», «Организация обучения через игру в воспитательно-образовательном процессе», «Управление и менеджмент в дошкольном образовании в рамках реализации Модели развития дошкольного воспитания и обучения», «Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных организаций в современных условиях», «Современные подходы к формированию навыков изобразительной деятельности дошкольников», «Практические и содержательные аспекты предшкольной подготовки», «Развитие профессиональных компетенций и навыков педагогов, воспитателей и инструкторов физической культуры дошкольного образования», «Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в коллектив дошкольной организации в условиях инклюзивного образования», «Профилактика насилия над ребенком в дошкольных организациях» и др.

По окончании обучения педагоги проходят выходное анкетирование с целью оценки удовлетворенности качеством обучения. Для оценки качества курсов повышения квалификации разработан диагностический инструментарий, с помощью которого проводятся непрерывные мониторинговые исследования эффективности курсовой подготовки.

По поручению Президента государственная политика направлена на повышение охвата детей дошкольным воспитанием и обучением в возрасте от 2 до 6 лет. И теперь мы уверенно можем говорить о раннем развитии ребенка. Все педагоги, работающие в системе дошкольного воспитания и обучения, должны хорошо понимать и владеть навыками работы с ребенком раннего возраста. Безусловно, в 2 года трудно определить, есть у ребенка задержка речи или нет, если не обладаешь базовыми знаниями в области логопедии или дефектологии. Поэтому немаловажно включать в образовательные программы модули, формирующие данные компетенции у педагогов.

Мы хотим через понимание этапов психофизического развития ребенка в результате деятельностного подхода в воспитательно-образовательном процессе развивать все навыки и компетенции, способствующие успешной академической деятельности в школе.

Сегодня появилось такое понятие, как «пространственная среда – третий учитель». Значит, педагога необходимо научить правильно использовать среду, то, что окружает ребенка, чтобы с раннего возраста формировать первичные навыки функциональной грамотности. Таким образом, надо обучить педагога правильно встраивать пространственную среду в обучение.

Современные подходы таковы, что если ребенку не интересна деятельность, предложенная педагогом, то он может не участвовать в процессе. И в дошкольных организациях стали специально организовывать места уединения. Но при этом никто не снимает с педагога ответственность творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс, чтобы у воспитанника не терялся интерес к занятию.

Роль Национального института гармоничного развития человека в системе курсов повышения квалификации очень важна. Некорректное поведение педагогов, к сожалению, встречается нередко. И для того, чтобы воспитывать стрессоустойчивость, контролировать свои эмоции, разработан курс по взаимодействию с родителями, с ребенком, с коллегами.

Департаментом и экспертным советом проводится работа на соответствие образовательных программ курсов с учебной программой дошкольного воспитания и обучения.

Все организации-провайдеры курсов имеют документы, регламентирующие проведение курсов повышения квалификации, осуществление посткурсового сопровождения и мониторинг эффективности деятельности педагогов. В будущем во всех регионах предусмотрено открытие мобильных групп при методических кабинетах (центрах). По принципу опорных школ в среднем образовании, когда одна школа является центром компетенции для других педагогов и может оказывать методическую помощь.

– Повышение квалификации доступно педагогам только государственных организаций образования? В стране немало и частных детских садов, как быть их воспитателям?

– Действительно, есть такая проблема с охватом педагогов частных дошкольных организаций, так как курсы повышения квалификации должен оплачивать учредитель. Но не всегда учредители готовы выделять дополнительные финансовые средства. Если смотреть статистику, то процент частных организаций составляет 47%. В то же время, согласно перспективного плана открытия новых дошкольных организаций в ближайшие три года, в основном будут открываться частные дошкольные организации. А это значит, что вопрос профессионализма педагогов должен стоять первоочередной задачей на повестке дня организаций управления образования, методических кабинетов, ассоциаций частных дошкольных организаций и самих дошкольных организаций. Повышение квалификации педагога не должно подразумевать лишь наличие сертификата, это в первую очередь самообразование. Сейчас нами прорабатываются различные механизмы самообразования и саморазвития педагогов.

В 2023 году мы изыскали возможность обучить 1975 педагогов за счет средств Центра педагогического мастерства АО НИШ, что позволит охватить курсами повышения квалификации 1500 педагогов и 475 руководителей дошкольных организаций. Но и здесь мы столкнулись с трудностями, потому что не все частные дошкольные организации готовы на две недели «вырывать» педагога из учебного процесса в силу отсутствия замены. При этом мы должны понимать, что качество образовательных услуг, уровень готовности детей к обучению в школе напрямую зависит от профессионального уровня педагога.

– Какой должна быть нагрузка воспитателя и какая она на сегодняшний день?

– В этом плане был изучен международный опыт. В странах ОЭСР соотношение воспитатель/количество детей составляет 1:7 (для детей 2-х лет), 1:18 (для детей 3-4 лет).

В Казахстане, согласно Типовым правилам деятельности дошкольных организаций, следующее соотношение: 1:10 (для детей 1-го года), 1:20 (для детей 2-х лет), 1:25 (для детей 3-5 лет).

В 39 детсадах с октября по декабрь 2022 года была проведена апробация пилотного проекта «Два педагога в группе дошкольной организации в течение дня» по доведению соотношения воспитателей к воспитанникам до норм ОЭСР (приказ МП РК от 26.09.2022 г. №408).

Результаты пилотного проекта показали эффективность нахождения двух воспитателей в одной группе в течение дня. Возможность работать в малых группах позволяет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, появилась вариативность форм работы с воспитанниками, увеличилась речевая и двигательная активность детей. Значительно повысился уровень удовлетворенности родителей оказываемыми образовательными услугами пилотных ДО. С учетом проведенного пилотного проекта «Два педагога в группе дошкольной организации в течение дня» Министерством просвещения ведется работа по приведению соотношения педагог/воспитанник 1:12. В свою очередь, это повлечет изменения штатных единиц, режима работы и продолжительности рабочего дня, оплаты труда педагогов дошкольных организаций. На сегодняшний день нормативная недельная нагрузка воспитателя десткого сада – 24 ч.

 – Наталья Васильевна, как оплачивается труд воспитателей? Будет ли увеличение зарплаты педагогов дошкольного образования?

 – Как вы знаете, согласно поручению Главы государства, с 1 января 2020 года поэтапно повышалась заработная плата педагогов дошкольных организаций. И с 1 января т.г. повысилась еще на 25% и в целом составила 100%.

Данное повышение заработной платы коснулось всех педагогов дошкольных организаций независимо от форм собственности, которые получают государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение. На сегодняшний день госзаказ размещен во всех государственных и в 97% частных дошкольных организациях.

Вместе с тем, Президентом поручено принять действенные меры для повышения социального статуса и заработной платы воспитателей. В этой связи Министерством планируется обеспечить повышение заработной платы педагогов дошкольных организаций независимо от форм собственности, которые получают госзаказ, на 30% от должностного оклада посредством увеличения размера подушевого норматива финансирования.

– Аттестация педагогов, пожалуй, самый актуальный вопрос после зарплаты. Как с этим обстоят дела в дошкольной сфере?

– В рамках Закона «О статусе педагога» аттестация педагогов проводится не реже одного раза в пять лет. Руководители организаций образования проходят аттестацию один раз в три года в соответствии с Законом РК «Об образовании» для подтверждения соответствия занимаемой должности.

С 2020 года все педагоги (заведующие, методисты, воспитатели и педагоги-специалисты) дошкольных организаций проходят аттестацию по новой системе, то есть в рамках Правил и условий проведения аттестации педагогов, утвержденных приказом Министерства от 27 января 2016 года №83. Согласно Правил аттестации, присвоение квалификационной категории педагогам осуществляется в соответствии со специальностью (квалификацией), указанной в дипломе об образовании или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности.

Приказом Министра просвещения РК от 30 декабря 2022 года №533 внесены измения в Правила аттестации, где пересмотрены процедуры аттестации всех педагогов. Так, НКТ переименован на «оценку знаний педагогов (ОЗП) – процедура, проводимая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагога, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования».

Количество тестовых заданий и этапов прохождения аттестации уменьшено. Структура и содержание тестовых заданий для определения уровня профессиональной компетентности воспитателей, методистов и управленческой компетентности руководителей, шкала перевода процентов в баллы, также критерии оценивания портфолио на присвоение (подтверждение) квалификационной категории воспитателей и показатель эффективности деятельности руководителей разные.

Для педагогов и руководителей при очередной аттестации из тестовых заданий исключено направление «Управленческие компетенции», взамен включено «Знание ГОС соответствующего уровня».

Досрочное присвоение квалификационной категории допускается через два года после очередной аттестации. Заявление на досрочную аттестацию педагог подает после успешной сдачи ОЗП и наличии соответствующих результатов деятельности не менее чем за последние два года в порядке, определяемом Правилами аттестации. В соответствии с порядком досрочного присвоения квалификационных категорий педагогам, определенным в Правилах аттестации, педагоги дошкольных организаций могут пройти досрочную аттестацию согласно занимаемой должности.

На соответствие заявленной квалификационной категории создается экспертный совет отдельно по каждому предмету или по направлению. Экспертный совет рассматривает и оценивает портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий в соответствии с критериями оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий, с учетом листов наблюдения уроков/занятий.

Также педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет, освобождаются от процедуры аттестации.

По данным Национальной образовательной базы данных, количество педагогов с квалификационными категориями составляет более 44 тыс. (45,2%) от общего количества педагогов (97 407).

Около 16 тысяч педагогов получают доплату за педагогическое мастерство в размере от 30% до 50%, в т.ч. из 7506 руководителей ДО более 500 человек получают доплату от 30% до 100% от должностного оклада.

– Какое количество частных детсадов имеют госзаказ?

– На сегодня республике всего 11 104 дошкольных организаций, из них частных – 5508 (49%). От общего количества дошкольных организаций в 97% размещен госзаказ.

В настоящее время проводится системная работа над качеством дошкольного образования независимо от вида собственности. Усилены требования к размещению государственного образовательного заказа (предоставленные документы проверяются визуально с последующим выездом в течение 5-ти дней), управления и отделы образования ежегодно проводят мониторинги дошкольных организаций, получающих госзаказ, изменены учебные планы и учебная программа, возобновлена процедура аттестации детских садов.

– Разъясните, пожалуйста, нормативы подушевого финансирования в дошкольных организациях.

– В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», размещение государственного образовательного заказа является компетенцией местных исполнительных органов.

Размер государственного образовательного заказа определяется Методикой подушевого финансирования (далее – Методика), в свою очередь, норматив подушевого финансирования дошкольного воспитания и обучения разработан в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения, а также типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, где регламентированы требования к содержанию, уровню и качеству воспитательно-образовательной работы, максимальному объему недельной нагрузки воспитанников.

Кроме того, использованы данные анализа фактических расходов по дошкольным организациям, при расчете коэффициентов по оплате труда использованы статистические данные Национальной образовательной базы данных, учтены действующие штатные единицы, должностные оклады в соответствии с Типовыми штатами работников государственных организаций дошкольного воспитания и обучения, утвержденными постановлением Правительства РК №77 от 30 января 2008 года, а также с постановлением Правительства РК №1193 от 31 декабря 2015 года «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

В силу разнообразия исходных данных в функционировании дошкольных организаций на территории республики в Методике принят единый и средневзвешенный подход к нормированию образовательной услуги.

В норматив подушевого финансирования включены расходы на образовательный процесс и образовательную среду:

– фонд оплаты труда с учетом предусмотренных законодательством поэтапных повышений заработной платы, доплат за проживание в зонах экологического бедствия и радиационного риска, за работу в сельской местности, а также с детьми с ограниченными возможностями, по продолжительности отпуска педагогов до 56 календарных дней и замещению сотрудников, находящихся в трудовом отпуске;

– учебные расходы (учебные материалы, наглядные пособия и игрушки);

– коммунальные расходы;

– расходы на оплату услуг связи и интернета;

– расходы на текущее содержание дошкольной организации.

Необходимо отметить, что дополнительные средства на ежегодное повышение заработной платы педагогам на 25%, медперсоналу, инструкторам по физкультуре и техперсоналу на 23%, повышение квалификации выделяются и направляются в местный бюджет целевыми текущими трансфертами.

Имеющие место факты недофинансирования дошкольных организаций характерны для недоукомплектованных организаций образования. В подобных случаях и при больших расходах на содержание таких организаций при предоставлении соответствующих обоснований, пунктом 8 Правил подушевого нормативного финансирования (приказ МОН РК №596 от 27 ноября 2017 года) местным исполнительным органам предоставлено право устанавливать размер подушевого норматива сверх утвержденного размера Методикой.

Вместе с тем, необходимо отметить, что с начала текущего года Акционерным обществом «Финансовый центр» прорабатывается вопрос увеличения размера подушевого финансирования.

По республике средний размер госзаказа составляет 45 166 тг., из них в сельской местности – 45 777 тг., в городской местности – 44 556 тг.

Средний размер госзаказа по видам дошкольных организаций составляет 39 553 тг., из них в детских садах – 45 166 тг., мини-центрах – 33 940 тг.

Наша задача – сделать профессию педагога дошкольной организации востребованной и привлекательной, чтобы выпускники колледжей и вузов с удовольствием шли на работу в дошкольные организации.

– Спасибо за интервью.

– Благодарю, полагаю, данная информация будет полезной для ваших читателей.

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий