Верный выбор – с детства

Профориентационная работа, когда будущим выпускникам помогают определиться с будущей специальностью, а детям младшей и средней школы сформировать правильное представление о том, чем ребенку будет комфортно заниматься в будущем, очень важная работа.

Елена Петренко

Но как в многообразии различных сфер деятельности ребенку выбрать, чем заниматься в будущем? Как родителю помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать? В данной работе очень важен психологический аспект, поэтому на эту тему мы поговорили с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Еленой Петренко.

– Елена Александровна, что представляет собой профориентация сегодняшнего дня?

– В большинстве своем мы привыкли думать, что профориентация – это выбор профессии один раз и на всю жизнь или это профессиональная проба, по результатам которой станет ясно, чем заниматься ребенку. Многие родители думают, что профориентация – это тестирование, по результатам которого на 100% станет понятно, чем же заняться ребенку и в какой вуз поступить на бюджет. С одной стороны, у школьников есть потребность в том, чтобы определиться, что же делать после школы: пойти учиться в вуз или колледж, работать или в целом взять перерыв и подумать. С другой стороны – не все готовы осуществить этот выбор, так как факторов, которые влияют на самоопределение, очень много: начиная от академической успеваемости по предметам в школе, заканчивая стоимостью обучения в вузе. Постепенно мы отходим от понимания того, что профориентация – это разовое мероприятие, которое должно вызвать у ребенка мотивацию к выбору своего направления, мы используем понятие «самоопределение», где профессиональное самоопределение – это одно из понятий, которое означает сознательный выбор профессии и дела жизни.

– Насколько сегодня актуально самоопределение и насколько это сложный процесс?

 – Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или другом кружке, во дворе. Самоопределившийся подросток – это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители. Этапы самоопределения выглядят следующим образом: во-первых, подросток осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки. Далее, он сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности. Кроме того, он умеет оценивать себя. И, затем, учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию. То есть очень сложно сделать профессиональный выбор, пока подросток не определился в социальном контексте взаимодействия с внешним миром. Для родителей и специалистов это, конечно, шок, так как окончание школы ставит задачу профессионального самоопределения без исключения для всех ребят в возрасте 15-18 лет, вот здесь и начинается самое интересное.

Что можно сделать родителям, педагогам или другим заинтересованным лицам для того, чтобы помочь школьнику положить начало самоопределению?

 – Любой человек, способный помочь ребенку разобраться со своими навыками и возможностями, должен владеть несколькими разноплановыми компетенциями: владеть знаниями о возрастной психологии, уметь ориентироваться на рынке труда, быть в курсе социально-экономической ситуации в стране и в мире, иметь способность обучать, мотивировать, слушать, слышать и находить такой вариант решения проблемы, когда выбор, который сделает выпускник после школы, был бы ему интересен. Это означает, что ребенок мотивирован и может продолжить свое образование в удобной для него форме, а также владеет информацией о том, чего он хочет, куда движется, что для этого необходимо, и у него есть надёжный тыл в виде поддержки значимых взрослых. И взрослым самим нужно вложить силы, время и душу в этот формат работы, когда вы будете источать уверенность в своих словах, то на подсознательном уровне уже вызовите доверие и предрасположите к обдумыванию ваших суждений и советов. Еще один важный момент: проработать компетенции можно даже с ребенком, так процесс будет более интересным, плодотворным и непредвзятым.

– С какого возраста стоит начать проходить профориентацию?

– Это отличный вопрос! На самом деле профориентацию можно начинать хоть с 3-х лет, важно только отдавать себе отчет в том, какие инструменты для этого важно использовать. Понятно, что дошкольник не будет проходить тесты, а подросток смотреть мультики о профессиях. Процесс профориентации должен строго соответствовать зонам актуального развития ребенка и учитывать его психофизиологическое развитие. Профориентационные мероприятия будут актуальны для ребят примерно с 14 лет.

– Что делать, если ребёнок не может определиться с тем, чем он хочет заниматься?

 – Какие могут быть возможные причины: подросток не знает себя, свои сильные стороны, сомневается в своих интересах; не верит в себя, боится принимать решения. От родителя ребенок ждет, в первую очередь, эмоциональной поддержки. Вполне возможно, что он всем своим видом показывает, что уже взрослый, но втайне он ждет нашего внимания, поддержки, заботы. Его может пугать необходимость принимать самостоятельные решения, он может быть не уверен в том, что у него достаточно сил, способностей. Подростку важно, чтобы его выслушали безоценочно, принимая все его сомнения, противоречия. Важно отмечать успехи ребенка, хвалить за достижения, обращать внимание подростка на то, что у него получается хорошо или лучше, чем у других. Отмечать не только его успехи, но и выражать радость от того, что он есть на этом свете (эмоциональная поддержка и принятие). В конце концов, решение будет принято, и здесь важно с разных сторон рассмотреть его: не бойтесь фантазировать о том, где будет работать ребенок, какую зарплату будет получать, какие перспективы могут быть при сделанном выборе. Давайте возможность самому ребенку говорить без страха и стеснения, осторожно поправляйте и корректируйте заблуждения и дайте понять, что для вас важнее всего он как личность, что даже в случае промаха он не станет изгоем, а, напротив, сделает еще оду, но уже более взвешенную и правильную попытку.

– Каков будет ваш совет старшеклассникам, которые никак не могут определиться с выбором профессии.

 – Если вы сейчас сомневаетесь, не понимаете, что делать, и вам необходима поддержка и понимание, чтобы понять, куда двигаться дальше, значит, с вами все в порядке, просто пришло время, когда пора обратиться за помощью к профессионалам, и это нормально! В последнее время популярна персонализированная профориентация, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься. И, как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Что вы посоветуете изучить родителям и будущим выпускникам, чтобы с психологической точки зрения помочь себе сделать правильный выбор?

 – На сегодняшний день это прекрасная инициатива, хорошо, что есть интернет. Не нужно никуда ходить и искать, главное – знать, что действительно поможет разобраться. К примеру, я бы посоветовала методику «Дифференциально-диагностический опросник» Климова. Она позволяет выявить профессиональные склонности человека и предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Очень правильным будет обратиться к различным опросникам определения типа мышления и профессиональных склонностей Йовайши, а также к методике «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока). Вариантов действительно очень много, вероятно, вы сможете во всем многообразии подобрать что-то именно для себя, но в любом случае советую ознакомиться с данными вариантами, чтобы лишний раз проверить свой выбор.

 

Советы психолога по выбору профессии

«Ничего не хочу». Такое бывает и часто, как правило, потому что нет интереса, сразу два совета с чего начать: изучите рынок труда и имеющиеся профессии, посмотрите каналы о профессиях на Youtube, послушайте, что говорят на эту тему специалисты, посещайте всевозможные площадки и сайты, их сейчас множество. Обратитесь за помощью к практикующему психологу. Он изучит ваши способности и поможет подобрать идеальное направление деятельности, а может даже разработать план действий на ближайшие 5-10 лет, чтобы достичь в профессии определенных целей.

«Нравится то, на чём много не заработаешь». Никогда нельзя заранее знать, что принесет доход, а что нет. Когда-то вязание было ремеслом бабушек и приносило совсем небольшой заработок, сейчас же, имея навык вязания и хороший вкус, можно зарабатывать на этом хорошие деньги. Попробовать точно стоит, но лучше все же иметь вариант смежной специальности.

Помните про несколько важных моментов:

  1. Не думайте, что чем сложнее ваша деятельность, тем больше вы заработаете. Этот принцип давно не работает.
  2. В погоне за мечтой не забывайте о реальности. Считаете, что, имея талант музыканта, можно легко попасть на сцену и зарабатывать миллионы? Это не так. Известность приходит к единицам, а тысячи талантливых просто не смогли пробиться. Учитывайте свои возможности.
  3. Подумайте, какие занятия приносят вам положительные эмоции? Многие хобби можно монетизировать и сделать своей основной профессией.

Беседовала Ксения МАЛИКОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий