Данияр ТОКТАРБАЕВ: «Сердце любой школы – не оснащение, а учитель»
Фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий RoboLand-2023 прошел при поддержке Фонда устойчивого развития образования (ФУРО). Рассказать о том, почему ФУРО выступил меценатом RoboLand, а также о других проектах мы попросили Данияра Токтарбаева, директора Фонда устойчивого развития образования.
– Данияр, начнем с того, что ФУРО у казахстанцев ассоциируется с созданием комфортных школ. Сколько школ страны благодаря поддержке фонда преобразовались, получили новое оснащение?
– С 2019 года мы при поддержке холдинга «AITAS» и его учредителя Серика Толукпаева реализуем проекты в сфере образования. Первые два года работали c 5 школами, сейчас уже объединяем 86 сельских школ, 80 из которых имеют статус опорных. Однако наши проекты – это прежде всего про повышение уровня образования на селе. Этого можно достичь с помощью различных механизмов: повышая уровень учителей, привлекая международные и казахстанские образовательные проекты и программы, создавая возможности сельским школьникам участвовать в различных конкурсах и фестивалях. Безусловно, одним из направлений комплексной работы является оснащение школ современными учебными пособиями и кабинетами. Сейчас я уверенно могу сказать, что каждая наша школа оснащена лучшим школьным оборудованием. Это 86 школ во всех регионах страны. Однако, еще раз подчеркну, что оснащение – это всего лишь инструмент в руках высококвалифицированного педагога. И наши проекты – это прежде всего про качество образования, которое ученик получает благодаря учителю, пространству и поддержке общества.
– Существует ли обратная связь с теми учителями, школами, которые уже участвовали в проекте ранее? Какие отзывы?
– В первые годы запуска наших проектов скептицизм и уровень критики был достаточно высоким. Учителя сел даже представить не могли, что им дают такую возможность, не требуя взамен ничего, кроме качественного выполнения своих обязанностей. Сейчас же я могу с уверенностью сказать, что каждая школа стремится стать участником проекта. Мы ставим себе цель: к 2024 году в каждом районе и моногороде нашей большой и необъятной страны появится по одной опорной школе. Ежедневно к нам поступают обращения от разных школ. К сожалению, не все они подходят под критерии проекта, еще больше жаль от того, что мы не можем пока позволить брать в проект каждую школу. Однако это еще и мотивация для менеджеров, а в нашем случае директоров школ, улучшать состояние учебных заведений. Я считаю, что мы показали, какой должна быть опорная школа, и теперь этот опыт должны забирать все. Чем быстрее, тем лучше для всех нас и нашего будущего.
– Сколько школ в перспективе будут оснащены?
– Как я ранее говорил, мы планируем охватить порядка 200 школ. Это по одной в каждом районе и моногороде. Однако мы всегда открыты к сотрудничеству и готовы делиться методикой, экспертизой и опытом. За 4 года мы наработали большой багаж знаний, объехали все районы страны, а в некоторых побывали по несколько раз. Наши менеджеры знают почти наизусть все 1000 наименований оборудования, а поставщики знают, где самое качественное. Поэтому могу сказать, что количество школ, охваченных проектом, может быть больше, если найдутся спонсоры.
– Как известно, ФУРО ставит перед собой задачу сократить разрыв между сельской и городской школой. На ваш взгляд, что может этому способствовать? Только ли современные парты, доски, компьютеры?
– Я уже не раз говорил, что оснащение – инструмент в руках учителя. На качество образования в селе влияет много факторов, в том числе и экономическое состояние родителей. Кроме того, важно, чтобы общество пришло на помощь учителю. Как-то мне сказали замечательную китайскую пословицу: «Чтобы обучить одного ученика, нужна одна школа, а чтобы воспитать человека – все село». Лучше и не скажешь.
-Вам удается общаться с сельскими школьниками? Каковы их впечатления от того, что школы обретают кардинально новые очертания?
– Дети очень эмоциональны, они не скрывают эмоций, а их эмоции вдохновляют нас на новые успехи, проекты и достижения. Еще больше хочется сказать про впечатления учителей. Вот один пример. Мы как-то проводили обучающий семинар совместно с нашими партнерами из НИШ в Актюбинской области для учителей малокомплектных школ. Учителя проводили лабораторные работы. После обучения каждый подходил и благодарил учителей НИШ и организаторов за подобное обучение. Некоторые из них не брали пробирку или маятник 20-30 лет, со дня окончания университета. Это непередаваемые ощущения понимать, что учитель может и знает многое. Нам нужно развивать их навыки, а ученики пойдут по их пути.
– Фонд существует на спонсорские средства. Как много в нашей стране богатых людей, готовых вкладывать в социальные проекты? В частности, в реализацию проекта «Комфортные школы»…
– «Комфортная школа» – это государственный проект, на него выделены государственные средства, и меня радует, что мы получим много новых, качественных школ. Другое дело, что хотелось бы привлечь бизнес пойти по пути холдинга «AITAS» и на безмозмездной основе оказывать поддержку школам. К примеру, у нас в стране немало сельских школ, которые нуждаются в ремонте, хорошем отоплении, новых стенах, пластиковых окнах и, конечно же, теплых туалетах. Был бы очень рад, если бы бизнес, в том числе малый и средний, взял на себя ответственность за подобные дела. Буквально вчера мы презентовали опорную школу в селе Қоғалы области Жетысу. Хотел бы отметить их простой кейс: трое выпускников школы выделили 10 млн тенге на косметический ремонт школы и обновили все двери. Подобных примеров должно быть много. И я верю, что с каждым годом их будет все больше.
– Вы являетесь спонсорами фестиваля робототехники RoboLand. Почему вам интересно это направление? Сколько лет вы сотрудничаете с фестивалем?
– Для нас большая честь быть причастными к фестивалю. Робототехника – это сердце цифровой экономики и индустрии 4.0, и мы считаем, что включение робототехники в учебные программы является неотъемлемой частью образования нового поколения. Участие в RoboLand дает ученикам уникальную возможность развить навыки, необходимые для работы с передовыми технологиями и подготовиться к будущим профессиям, связанным с робототехникой, автоматизацией и искусственным интеллектом.
Отрадно, что сегодня многие команды участников представляют сельские школы, в том числе участники проектов Фонда устойчивого развития образования. Каждая команда, каждый участник – это чудо, готовое расцвести под внимательным руководством и поддержкой. Возможно, сегодня это первый шаг в их увлекательном путешествии, но мы полны уверенности, что они продолжат удивлять нас из года в год. Восхищение и гордость сопровождают нас, когда мы представляем, как эти молодые умы и сердца раскроются, исследуя просторы робототехники.
– Спасибо за интервью.
Мира АЗИЗОВА
Загрузка...