Кадры решают все. Особенно рабочие кадры

Знаменитую фразу «Я б в рабочие пошел» сейчас редко услышишь из уст молодых людей. В тренде другие, не обремененные тяжелым трудом специальности. Можно было бы махнуть рукой и сослаться на личный выбор каждого, но ситуация становится аховой. Недавние события в стране с локальными перебоями на ТЭЦ обнажили такую проблему, как тотальный дефицит рабочих кадров. Дошло до того, что в ближайшем будущем некому будет ремонтировать тепломагистрали, обслуживать котельные, чинить краны и электропроводки. Свое решение проблемы в депутатском запросе на имя Премьер-министра страны озвучила депутат Мажилиса Парламента Юлия КУЧИНСКАЯ.

Мы пригласили Юлию Владимировну в редакцию «Білімді ел – Образованная страна», чтобы поговорить о том, какие меры надо предпринять государству, чтобы ситуация с рабочими специальностями не зашла в тупик. В разговоре также приняла участие руководитель управления ДТИПО Министерства просвещения РК Каламкас Алгазинова.

– Юлия Владимировна, в своем депутатском запросе вы говорили о том, что проблемы на ТЭЦ связаны не только с изношенностью сетей, но и с кадрами. Давайте подробней поговорим об этом.

– Действительно, проблема стоит очень остро, партия «Аманат» не первый год поднимает этот вопрос. Когда мы ездим по регионам, мы посещаем все проблемные объекты. Так, в прошлом году, например, была сложная ситуация в Экибастузе, и после этого мы стали выезжать на все ТЭЦ в малых и крупных городах, встречались с коллективами, и все как один говорят: у нас нет специалистов. И вот сегодня, после озвученного мной депутатского запроса, мне поступило письмо из города Семей, где руководитель предприятия пишет о том, что за последние три года текучесть  кадров у них составила почти 50 процентов. Когда люди постоянно сменяются, нет понимания, что происходит с сетями. Пока новый сотрудник вникает, может случиться и авария, и что угодно.

Поэтому одна из проблем – отсутствие преемственности, стабильности и постоянного контроля.

Почему мы стали поднимать вопрос по кадрам? Летом группа мажилисменов побывала на Аркалыкской ТЭЦ, где была проведена реконструкция, но объект не работал на полную мощность, потому что не было специалиста, который бы выявил недостатки, то есть принял работу.  Пришлось приглашать специалистов из-за рубежа. Здесь и обнажается проблема кадров.

Раньше у нас были сильные колледжи, и дефицит кадров закрывался во всех регионах. Сразу хочу отметить, что это проблема не только Министерства просвещения или Министерства высшего образования и науки. Поэтому и мой запрос был адресован не им, а на имя Премьер-министра, потому что требуется консолидация усилий всех структур.

Приведу пример. Министерство водных ресурсов и Министерство экологии разработали документ по развитию водной отрасли. И прописали, какие для этого нужны кадры. Министерство высшего образования и науки, в свою очередь, выделило гранты – пожалуйста, учитесь. И тут возник вопрос: кто придет на эти места? Найти, рекрутировать ребят, интересующихся этой отраслью и сопровождать их, а не просто передать дальше по цепочке – вот над чем мы должны задумываться.

– Каламкас Магауовна, к вам вопрос. Согласно данным НПП «Атамекен», технологическая отрасль нуждается в специалистах по ремонту котлотурбинного, тепломеханического оборудования, управления механическими сетями, электромонтерах, техниках-энергетиках… У нас в стране 14 вузов, которые осуществляют подготовку инженеров-теплоэнергетиков. В них обучается 364 студента. А сколько колледжей в этом направлении готовят специалистов для коммунальной отрасли?

– В 80 колледжах обучается около 20 тысяч студентов энергетических специальностей. Ежегодно до 5-6 тысяч абитуриентов выбирают эти профессии. Со своей стороны мы осуществляем подготовку кадров, но останутся ли они в отрасли – это большой вопрос.

Мы проводили совещание с отраслевыми государственными органами, работодателями отдельно по каждой отрасли. И по энергетике работодатель сам поднимает вопрос, что отрасль не привлекательна. Это связано с зарплатой, с условиями труда. Средняя зарплата составляет примерно 100 с лишним тысяч тенге. Хотя эти люди работают в сложных условиях труда, их жизни подвергаются опасности.

 Юлия Кучинская:

– Да, готовится много специалистов по этим направлениям. И они востребованы на рынке. Получившие энергетическое образование молодые люди могут работать электриками и оказывать услуги в больших городах, чем работать в регионе.

Поэтому нужен системный, продуманный подход, как сохранить эту сферу и обеспечить кадрами. Тут необходимо обозначить, что один из вопросов – тарифы. Мы все знаем, что тарифы значительно сдерживают много лет, в интересах потребителя. Второй вопрос – учет. У нас много потерь, например, незаконные подключения к энергетике.

 – Наш разговор происходит в прямом эфире, и поступил вопрос от зрителей. Как проводится профориентационная работа в сельских школах? Многие дети не имеют представления, какая профессия и где востребована. Каламкас Магауовна, прокомментируете?

– В каждой школе может работать профориентатор, такая должность введена в штатное расписание. Кроме того, действует пилотная программа по обучению старшеклассников профессии. Рассчитана программа на два года, дети выбирают себе профессию.

Есть центр компетенций, где мы обучаем молодежь, которая хочет получить профессию. Это краткосрочные курсы до 6 месяцев.

 – Юлия Владимировна, вот вы сказали, что это общая задача. Мне кажется, СМИ тоже должны свою лепту вносить. Например, в рамках госзаказа популяризировать рабочие специальности…

– Абсолютно согласна. Работа заключается не только в профориентации. Невозможно ребенка из села каждый день возить в райцентр, например.

Вспомните, ведь все мы росли на фильмах, читали книги, стихи даже были о профессиях. Дети в основном ориентируются на те профессии, которые видят в жизни, в семье.

Я не умаляю значимости компьютерных специалистов, программистов, коими сейчас хочет стать каждый второй школьник, но почему мы так же много не говорим о других специальностях? Это же тоже будет формировать отношение к той или иной профессии.

Необходимо показывать детям жизненные траектории их будущего.

Бывает, что ребята не знают, что это за специальность, где они будут работать после окончания колледжа, сможет ли он найти работу в селе. Чтобы ответить на эти вопросы, бизнес и школы должны работать в тесном тандеме.  На некоторых крупных предприятиях нефтяной отрасли есть такая практика, когда они вовлекают учеников старших классов в рабочий процесс, приглашая их на экскурсии, проводя для них олимпиады. Затем по результатам этих олимпиад лучших обучают за счет предприятия, сопровождают весь учебный процесс и потом забирают этих ребят на работу.

То есть они изначально для себя готовят кадры.  Такая практика могла бы быть распространена среди работодателей. Но бывает парадокс, когда  работодатели говорят: мы хотим себе готовить кадры, подскажите, в какой вуз или колледж идти. Поэтому наставничество должно быть. Важно, чтоб больше людей вовлекалось в этот процесс подготовки рабочих специальностей.

Было бы интересно, если бы Министерство науки и высшего образования подготовило такую статистику: куда «ушли» ребята, которые отучились на востребованные специальности. Вот если «Атамекен» сказал – не хватает столько-то кадров, значит, МНиВО должно задуматься: мы же готовим кадры, а куда они уходят? Задача в том, что пока мы не поймем глубины проблемы, мы и решение не сможем найти.

В целом пришло время задуматься: больше половины студентов обучаются по грантам – это государственные средства, другими словами, деньги налогоплательщиков. И если их обучение оплачивает общество, значит, у них есть обязательства перед обществом, по окончании учебы они должны отработать определенный срок в этой отрасли. 

Надо быть более жесткими в этом вопросе. Обратимся к международному опыту. В некоторых странах обсуждается вопрос того, чтобы гранты выделять только на жизненно важные специальности. При этом общество выбирает и решает, какие специальности они готовы финансировать.

 Каламкас Алгазинова:

– Я бы хотела добавить, что, когда мы размещаем госзаказ, обязательно смотрим прогнозную потребность в кадрах не только в целом по стране, а в каждом регионе отдельно. Поэтому здесь мы с работодателями отрабатываем.  В целом хочу отметить, что если в колледжи раньше приходили слабые ребята, то сейчас приходят и отличники. Это показатель того, что изменилось отношение общества к рабочим специальностям. Тем не менее, все еще мало информации, мало положительных примеров.

В том году Министерство просвещения проводило день работодателя, куда были приглашены семейные династии. И таких примеров преемственности традиций, служения профессии перед глазами молодых людей должно быть больше.

 Юлия Кучинская:

– Любой труд важен и нужен. Главное, чтобы был баланс.

Мы должны поднимать статус колледжей, статус их выпускников. И работать сообща.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий