Взгляд на развитие образования в Японии: внедрение проектов в школы
Группа педагогов Астаны и Алматы побывала в Японии в рамках программы компании Global Nomad Education повышения квалификации для работников образовательных учреждений «Взгляд изнутри на развитие образования в Японии: внедрение проектов в школы Казахстана» для глубокого погружения в особенности японской образовательной системы. Одна из целей образования в Японии – уважать традиции и культуру, любить свою страну и родной город, которые их взрастили, уважать другие страны и культивировать отношение, способствующее миру и развитию международного сообщества. Программа дала участникам возможность изучить лучшие практики, которые способствуют высокому уровню образования и успеваемости учащихся в Японии.
Международный опыт нужен!
– Почему мы предложили программу стажировки в Японии? Потому что в Японии высокие стандарты образования и успеваемости, японские школьники регулярно показывают выдающиеся результаты в международных оценочных программах, таких как PISA, что свидетельствует о высоком уровне математики, научных знаний и грамотности среди учащихся, – говорит глава компании Global Nomad Education Алмагуль Канагатова. – Целесообразно изучить академические программы и внедрить в образовательные процессы пилотных школ двух самых крупных городов нашей страны. Уникальный опыт Японии – влияние аспекта воспитания граждан как творцов нации и общества на основе потребностей нации и общества. Кроме того, с глобальной точки зрения Япония по-прежнему считается безопасной страной для жизни детей – нашим педагогам была предоставлена возможность изучить организацию системы безопасности в школе: методики, инструменты. Ну и, конечно, важен опыт сотрудничества школ с международными школами в мире, установление академического партнёрства со школами двух стран и международный обмен учащихся.
Стоит отметить, во время прохождения стажировки в организациях образования сразу трёх городов Японии: Токио, Гифу и Нагоя – перевод с японского осуществлялся на казахский язык. Переводчиком выступала наша землячка Актолкын Рустемова, PhD, докторант 1 курса медицинского факультета Университета Гифу (Гифу, Япония). Актолкын прошла научную стажировку в Токийском университете иностранных языков (Токио, Япония) во время учёбы в докторантуре КазНУ. Училась в Токийском университете иностранных языков по программе международного обмена студентами. Во время учёбы на уровне бакалавра прошла языковой курс подготовки в Кансайском институте японского языка (Japanese Language Institute Kansai) (Осака, Япония).
Детский сад Fuji
FUJI KINDERGARTEN – детский сад мирового уровня г. Токио. Педагогическая методика детского сада Fuji основана на образовании Монтессори с момента его открытия 50 лет назад. Это научная программа, которая определяет и совершенствует самодисциплину, которую ребенок инстинктивно умеет выполнять. Для детей, живущих в будущем, очень важно уметь говорить по-английски и общаться с людьми по всему миру. В детском саду Fuji ежедневно работают около 15 англоговорящих учителей, которые помогают в развитии второго языка. Окружающая среда является величайшим учителем и знакомит детей с различными элементами. Умение пробовать, обонять и чувствовать время года является ключевым моментом. В течение всего года детский сад Fuji представляет собой среду, где дети могут играть на природе среди деревьев, земли и ветра.
Цель детского сада – «Построение счастливого будущего». Считается, что это возможно путём обучения людей, которые смогут воплотить это в жизнь. Для независимой нации самое ценное в жизни – это то, чтобы дети выросли во взрослых, которые вносят активный вклад в жизнь общества. Кампус и люди, почва, животные, деревья, трава, песочницы, колодцы – всё это инструменты для роста детей.
Дети активно участвуют в изучении окружающей среды, с которой они сталкиваются.
Начальная школа AKABANE ELEMENTARY SCHOOL AND KINDERGARTEN
Школа, имеющая более чем 100-летнюю историю, ценя традиции, также внедряет новое образование, чтобы живущие сегодня дети могли строить своё собственное будущее. Три главные цели школы: 1) добрый ребенок, который ценит окружающих и сотрудничает с ними, 2) думающий ребенок, который открывает в себе хорошее и упорно думает, 3) энергичный ребенок, который заботится о своём здоровье и безопасности и делает это радостно.
Школа участвует в нескольких проектах, например, «Работа по борьбе с загрязнением почвы в рамках проекта города Минато». Весь персонал начальной школы Акабане делает всё возможное, чтобы стать школой, в которой сияют детские улыбки, школой, которой доверяют родители и общество, где дети могут расти счастливо и радостно.
TEAMLAB PLANETS – музей современного искусства г. Токио
Помимо посещения образовательных организаций было обучение и вне их стен. Так, в программу вошло посещение TeamLab Planets – десять залов с произведениями искусства, среди которых четыре огромных арт-пространства и два сада. TeamLab – группа пионеров цифрового искусства, в которую входят инженеры, дизайнеры интерфейсов, математики и художники. Уже несколько лет они организуют по всему миру неординарные выставки и исследуют в своих работах устройство человеческого тела, чувственный опыт и возможности современных технологий. Завоевав известность в Японии и за её пределами, группа основала на острове Одайба постоянный музей – Mori Building Digital Art Museum: TeamLab Borderless. Это мир цифрового искусства без границ, музей без путеводителя, где произведения искусства могут перемещаться, взаимодействовать с посетителями и даже друг с другом.
KOKUSAI HIGH SCHOOL – старшая школа г. Токио
Старшая школа Кокусай была основана в 1989 году. Школа стала первопроходцем среди государственных старших школ Токио в разработке учебного плана, посвящённого международному пониманию. В школе количество международных студентов, проживающих в Токио, составляет около трети от общего числа учеников, а количество стран, из которых приехали эти ребята, превышает 40. Благодаря такому разнообразному окружению ученики Кокусай могут узнавать индивидуальные различия, учиться принимать другие культуры, ментальности и формировать сбалансированные международные взгляды. Чтобы реализовать миссию школы «воспитать студентов, способных внести вклад в мировое общество», предлагается выбор предметов для изучения второго языка на высоком уровне, а также конкретные предметы, такие как культурное понимание и международные отношения.
В мае 2015 года Кокусайская старшая школа была аккредитована в качестве Международной школы IB и начала предоставление программы диплома в апреле 2016 года. «Мы будем продолжать следить за изменениями в обществе, мире и работать гибко, чтобы адаптироваться к этим изменениям. При поддержке родителей и опекунов, а также членов местного сообщества наши учителя обещают приложить все усилия для того, чтобы сделать Кокусай идеальной старшей школой», – отмечают здесь.
KOGEI HIGH SCHOOL – старшая школа-колледж г. Токио
Техническая школа Когей развивает инновационное мышление среди студентов. Цель – подготовить личностей, работающих в области ремесел и дизайна, которые будут востребованными художниками 21 века. С момента открытия школы более 20 000 выпускников Когей активно и широко погружены в рынок труда, работая ремесленниками, дизайнерами, художественными директорами, инженерами. Здесь чёткие образовательные цели: развивать демократическое мышление путём поощрения культуры и личности, развивать навыки самореализации, улучшая качества и способности студентов, воспитывать специалистов, способных реагировать на социальные изменения. В школе-колледже главным является изучение традиционных техник металлообработки, унаследованных из древности, и создание красивых художественных изделий для современного восприятия. В ходе практического обучения студенты создают широкий спектр практических предметов: ювелирные изделия, посуда, мебель, скульптуры. «Школа и далее будет формировать развитие адаптивных личностей, которые могут приобрести полезные навыки в реальном обществе и взаимодействовать с людьми через свою прекрасную продукцию», – отмечают представители этого замечательного учебного заведения.
SHIBAHAMA ELEMENTARY SCHOOL – начальная школа г. Токио
«Школа, где ценят достоинства и силы каждого, где все поддерживают друг друга» – характеристика очень точная. Школа развивает самоуважение и поощряет взаимное признание индивидуальных достоинств учеников, основываясь на доверительных отношениях между учителями и персоналом, детьми, неустанно работает над постоянным улучшением отношений между детьми. Школа создает богатые межличностные отношения между детьми и поощряет заботу через межклассовые мероприятия и другие инициативы. Здесь стремятся к тому, чтобы дети были способны приветствовать друг друга радостно и вести себя достойно, выполнять обещания и соблюдать правила общежития. «Школа, где ученики понимают и учатся больше» – помимо активного развития самостоятельного обучения, созданы максимальные условия к тому, чтобы ученики приобретали фундаментальные знания и навыки, развивали мышление, принимали решения. В целом в Японии местное сообщество, семьи и школы работают вместе для поддержки роста детей – будущего потенциала страны.
Лекция Сэма Бэмкина
Сэм Бэмкин, доцент с докторской степенью в Университете Токио, связан с Центром глобального образования. Его основное направление исследований связано со школьной программой Японии. Пересмотренная школьная программа Японии на 2020-е годы вводит не только новые предметы, но также и трансформационный подход к обучению, известный как «активное обучение». Эти исследования имеют значение для тех, кто изучает современное японское образование, образовательную политику, курсы по образованию и равенство образовательных возможностей.
Одним из конкретных аспектов исследований доктора Бэмкина является изучение учебной программы по нравственному воспитанию в японских начальных школах, с особым вниманием к роли учебного времени в более широкой программе. В то время как учебная программа формирует практику образования учителей и требует соблюдения проверенных требований, фактическая реализация может различаться.
Данное исследование, используя наблюдения в классах и интервью с учителями и педагогами, направлено на раскрытие тонкой структуры учебной программы по моральному воспитанию в Японии, разъясняя, как она проявляется на практике и как школы и учителя стратегически планируют процесс морального обучения.
Технологический музей типографии/печати в Токио
Генеральная выставка в Музее печати в Токио представляет разнообразие экспозиций, посвящённых темам, связанным с изданием книги. В выставке, помимо представления коллекции, включающей печатные материалы, шрифты и оборудование, систематически рассматривается история и культура, сложившиеся в течение многих лет печати, отражая историю цивилизации. Музей собрал печатные материалы, шрифты, инструменты и оборудование со всех стран, представляя около 70 000 предметов. Наши педагоги ознакомились с представленной подборкой этих высококультурных и исторически значимых экспонатов.
Ещё одним трогательным моментом посещений вне стен организаций образования была увиденная статуя Хатико в Японии, знаменитого на весь мир памятника верной собаке. Памятник Хатико – популярное место встречи на станции Сибуя. Пёс Хатико является символом преданности и верности в Японии. Он прославился благодаря тому, что в течение многих лет приходил на железнодорожную станцию Сибуя, ожидая приезда своего хозяина, умершего, когда псу было всего полтора года. Статуя Хатико была создана в 1934 году, за год до его смерти. Памятник пришлось переплавить на военные нужды во времена Второй мировой войны. В 1948 году статуя Хатико была восстановлена. Сегодня памятник Хатико – одна из самых известных достопримечательностей района Сибуя. Хатико стоит рядом с самым загруженным перекрёстком Токио. Перекрёсток Сибуя – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Токио. Он бесчисленное множество раз появлялся в фильмах, магазинах и блогах. В часы пик его могут пересекать до 2500 человек за две минуты. Этого достаточно, чтобы заполнить футбольный стадион…
P.S.: Такая вот уникальная, неповторимая страна Япония. Дни стажировки пролетели как один миг. Главное, что наши педагоги увезли из этой страны, – безусловная атмосфера любви, взаимоуважения учеников и педагогов. Директор школы никогда не войдёт в класс без разрешения учителя, а дети здесь столь же свободны, независимы и самодостаточны, и главное, радостны, счастливы, как и их воспитание с малых лет закалёнными, трудолюбивыми, вежливыми, уважительными. Ни одно фото детей в школах и садах не разрешено – это табу, это условие их безопасности и сохранения конфиденциальных данных, в том числе изображения. Участники стажировки приехали полными новых эмоций, инсайтов, рефлексий, стремления увиденные полезные и актуальные опыты привнести в свои детсады, школы, колледжи. И они готовы поделиться своими впечатлениями и внедрением увиденного в своих организациях, так что рубрика «Международный опыт. По итогам поездки в Японию» будет продолжена!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Токио – Гифа – Нагоя – Астана
Фото автора