Кашира АДАЙ: «Учитель должен создавать комфортную атмосферу в классе»
Быть педагогом – большая ответственность. Какими завтра вырастут твои ученики? Станут ли они достойными гражданами? Эти вопросы всю жизнь сопровождают тех, кто посвятил себя учительству.
Кәшира Дәненқызы Адай гордится всеми своими выпускниками. 43 года она посвятила педагогике. По сей день выпускники Каширы Даненовны вспоминают о своём педагоге с теплотой и любовью.
В 1981 году девушка окончила Казахский государственный женский педагогический институт в городе Алматы и с дипломом учителя русского языка и литературы вернулась в родное село в Костанайской области. Трудовая деятельность началась в Каратубекской средней школе, где с 1982 по 1985 год работала учителем русского языка и литературы в Калам-Карасуской средней школе. Затем была Джангельдинская средняя школа села Аралбай. За эти годы методический кабинет Джангельдинского районного отдела образования распространил опыт работы Каширы Адай в школах района.
В 1990 году Каширу Даненовну назначили заместителем директора по воспитательной работе, заведующей учебной частью средней школы имени М.Дулатова села Сага, где она проработала до 2008 года. Далее случился переезд в город Костанай, работа учителем русского языка и литературы в средней школе №5 имени Бауыржана Момышулы и в школе-гимназии №28. За эти годы она написала электронное пособие «Слитное и раздельное написание Не и Ни с разными частями речи» по русскому языку для учащихся 11 класса, а также учебно-методический комплект факультативного курса «Моя речь – моё достоинство» для учащихся 5 кадетских классов.
В копилке Каширы Даненовны большое количество благодарственных писем, почётных грамот, дипломов за участие в республиканских конкурсах.
Выросшая в многодетной семье она не последовала примеру родителей, которые работали в сельском хозяйстве.
– С малых лет мечтала о профессии учителя. Примером стала моя учительница русского языка и литературы Искакова Райхан Ибрагимовна, – рассказывает моя собеседница.
– Не жалели ни разу о своём выборе?
– Никогда. Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессия учителя дает возможность развиваться творчески и духовно. Профессия учителя требует неустанного труда, любви к детям, постоянного поиска путей совершенствования педагогического мастерства, широкой эрудиции. Главным в профессии учителя считаю, чтобы учитель любил дело, которым занимается, любил детей, был ответственным, компетентным, грамотным.
Работать с детьми – это огромное счастье: они умеют бескорыстно любить и вдохновляют своей любовью на новые идеи. Профессия учителя связана с обучением детей, поэтому считаю главным ориентироваться всегда на достижения знаний учащихся (личностных качеств, учебных знаний).
– Вы застали времена прошлого столетия, работали и с современными учениками. Есть разница?
– Современные технологии в преподавании изменили в некоторой степени подходы в работе учителя. Ученик стал более самостоятельным в процессе обучения. Учитель становится координатором действий ученика. Система баллов позволяет шире интерпретировать полученные знания учащегося.
В советские времена мнение учителя считалось неоспоримым, ученик соглашался. В настоящее время ученик не боится высказывать своё мнение, доказывать, спорить. Учитель вступает в содружество с учениками, является ему другом-наставником, а не ментором.
– Вы заметили повышение статуса учителя после принятия закона?
– Повысился ли статус учителя в последнее время, да. Здесь многое зависит и от самого педагога. Какую бы форму взаимодействия с учениками ни выбрал учитель, основными факторами остаются компетентность, творческое мышление, человечность и интерес самого учителя к своей профессии, что и приведёт к признанию его заслуг и достижению результатов.
– Какой результат своей работы вы считаете особенно эффективным?
– Очень приятно видеть, как на твоих глазах взрослеют дети и какими они становятся людьми. Многие из них посвятили себя важному и нужному направлению. Турсынкуль Ерсултанова стала руководителем управления формирования тестовых заданий Национального квалификационного теста РГКП «Национальный центр тестирования» МНВО РК, Баян Насырова – инспектор-психолог Управления полиции г. Костаная, Диана Молдагалиева – инспектор по делам несовершеннолетних Управления полиции г. Уральска, Асемай Дарибаева – технолог в КазМинералс, Нуржан Кайыржан работает в городском акимате. Социально значимые профессии выбрали Зауреш Жетписбаева, которая сейчас является учителем-мастером и работает учителем казахского языка и литературы в Атырауской области, а также Жулдыз Мухтарова, преподаватель КГКП «Костанайский сельхозколледж». Нурсая Нуртаева тоже помогает людям, работая медицинской сестрой в поликлинике №5 г. Костанай. Много было учеников за эти 43 года, каждого помню, каждым горжусь.
– Каким, по-вашему, должен быть учитель?
– Учитель должен быть разносторонним. В совершенстве знать предмет, который он преподает. Обладать педагогической грамотностью и умением объяснять материал доступным и интересным способом. Необходимо иметь терпение и понимание к различным уровням способностей учеников. Уметь мотивировать и вдохновлять учеников на учёбу, поддерживать дисциплину и создавать комфортную атмосферу в классе.
Ну и, конечно, важные черты – справедливость и объективность в оценке знаний и успехов учеников, готовность к постоянному самосовершенствованию и изучению новых методик обучения, трудолюбие и ответственность, доброта и жизнерадостность.
– Ваши дети пошли по вашим стопам?
– Можно сказать, что да. Мой покойный супруг Утегенов Болат Мурзаханович ведь тоже работал в школе, учителем физической культуры. Возможно, поэтому выросший в семье педагогов сын Муратхан априори выбрал профессию учителя – он преподает географию в НИШ г. Костаная. Второй сын Мади работает в областном управлении архитектуры и строительства начальником отдела, но он также заочно учится в Костанайском социально-техническом университете имени Алдамжара на учителя физической культуры. Невестка Жанагуль работает учителем биологии в школе.
Я в 2017 году вышла на заслуженный отдых, но еще несколько лет оставалась на работе. Люблю свою профессию, уважаю людей, которые работают на этом поприще, и всегда думаю о своих учениках.
P.S. Узнав о том, что редакция готовит материал про Каширу Даненовну, с нами связались её коллеги, ученики.
Айгуль Казиева:
– С Каширой Даненовной мы проработали 15 лет, начиная с 2008 года. В общей сложности Кашира Даненовна в течение 43 лет преподавала русский язык и литературу, параллельно вела классное руководство. Есть такая поговорка, что в руках хорошего учителя ученики вырастают достойными гражданами. Это прямо относится к выпускникам Каширы Даненовны. Сегодня это квалифицированные специалисты, которые нашли своё место в жизни. На открытых уроках и внеклассных занятиях, проводимых Каширой Даненовной, я видела мастерство учителя, высокую ответственность за свою работу. Во время занятий всегда умело использовала различные методы и приёмы, соответствующие возрасту учащихся. Благодаря такому огромному труду и мастерству учителя её воспитанники завоёвывали призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах на городском и областном уровнях, внося огромный вклад в повышение престижа школы. Великий мастер-учитель обобщила свой опыт, составила дополнительные уроки по русскому языку и литературе, факультативные уроки, написала свои авторские работы и оставила своим коллегам свой передовой опыт.
Учительский путь нелегкий. Я от всей души желаю Кашире Даненовне пожинать плоды своего многолетнего труда на педагогическом пути.
Зауреш Жетписбаева, одна из первых выпускниц Каширы Даненовны:
– От всей души поздравляю своего учителя с заслуженным отдыхом. Я благодарю судьбу, что получила знания у такого учителя, как Кашира Даненовна.
То, чего мы достигли в жизни, – это ваша прямая заслуга. Вы были нашим идеалом.
Я тоже, как и вы, стала педагогом, работаю учителем, выросла до мастера-тренера. Ваши уроки помню всегда, спасибо вам за воспитание и знания!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...