Как воспитать гуманную личность

Международная конференция «Махаббат – жүректің даналығы» –  «Любовь – мудрость сердца» становится визитной карточкой ОЮЛ «Ассоциация по развитию гуманного и эстетического воспитания», на площадке которой собирается педагогическое сообщество и родительская общественность, разделяющие идеи, концепции гуманной педагогики и нравственного воспитания личности ребёнка.

Глава Ассоциации по развитию гуманного и эстетического воспитания Самал Айтхожина

В этом году международная конференция прошла во второй раз по инициативе председателя ОЮЛ «Ассоциация по развитию гуманного и эстетического воспитания» Самал Айтхожиной.

Главными спикерами международной конференции по гуманной педагогике по традиции выступили президент Международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, магистр MBA, сооснователь «Академии Амонашвили» и детского сада «Авторский сад Амонашвили», куратор Летних курсов Амонашвили, Рыцарь гуманной педагогики Мариам Амонашвили (Тбилиси, Грузия), тренер по лидерству и мотивации, семейный коуч, основатель Республиканской школы лидерства «Жаңа ұрпақ», ученик Шалвы Амонашвили, автор книги «Мой маленький учитель!»  Асхат Абжанов.

Тематика нынешней конференции была посвящена педагогу от сердца, чьи бережные руки, доброе сердце, человеческая мудрость открывают безграничные возможности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, чей бесценный опыт и вера в безграничные возможности ребенка формируют счастливую и успешную, самодостаточную личность будущего гражданина нации.

Впервые на конференции «Махаббат – жүректің даналығы» – «Любовь – мудрость сердца» состоялся разговор о роли педагога дошкольного образования как основополагающей не только в системе  дошкольного воспитания, но и движущей силы развития в целом системы образования и общества.

Формат конференции был выстроен в виде диалога участников конференции через живые дискуссии, размышления, знакомство с научными теоретическими аспектами, практиками и вдохновляющим опытом дошкольных организаций Казахстана, целенаправленно применяющих и адаптирующих педагогические принципы гуманного воспитания и обучения.

В работе двухдневной конференции приняли участие более 500 педагогов системы дошкольного воспитания и обучения со всех регионов Казахстана, руководители управлений и отделов образования, родители, а также студенты, слушатели программы магистратуры, профессорско-преподавательский состав Евразийского национального университета имени Л.Гумилёва.

 

«Таким образом, гуманный менеджмент в образовании не только обеспечивает эффективное управление, но и создаёт условия для развития каждого участника нашего педагогического ансамбля и формирования прочного основания для будущего поколения!»
Самал Айтхожина

По традиции информационным партнёром конференции выступила республиканская газета «Білімді ел – Образованная страна».

В рамках конференции были подписаны меморандумы между Ассоциацией по развитию гуманного и эстетического развития, ЕНУ им. Л.Гумилева, Институтом раннего развития детей и астанинским филиалом партии «Amanat».

Послушаем участников конференции.

Паата АМОНАШВИЛИ:

– Сегодня, когда мы говорим о формировании личности, именно воспитание ставится во главу угла. Нравственности невозможно обучить, как математике, чтению. Её можно только воспитать, а чтобы воспитать, надо быть самому нравственным, чистым, добрым. Львиную долю времени ребёнок проводит в детсаду, и потому важна личность воспитателя! И если он зол, раздражён, то эти качества он взращивает, сам того не понимая, в детях. Воспитательница, которая даёт знания с привкусом строгости, воспитывает раздражённость.

В воспитании не бывает минут, часов, это постоянный, непрерывный процесс. На воспитание иногда не обращается внимание. И особенно дошкольное воспитание, когда складывается личность человека. Но квалифицированные психологи докажут: личность уже сложилась к началу школьного периода.

Обучение не отрывается от воспитательного процесса. Воспитательный процесс никогда не ставится на паузу. Любая секунда отношений подразумевает воспитание. Какова личность воспитателя, такое воспитание и состоится.

Для того чтобы увидеть нравственных молодых людей через 10-20 лет, нам, взрослым, надо стать нравственными прямо сейчас.

Конференция прошла на высоком уровне, у меня самые лучшие впечатления. Я люблю приезжать в Казахстан.

Глава Института раннего развития детей Гульшат Онланбеккызы

Гульшат ОНЛАНБЕККЫЗЫ, директор РГУ «Институт раннего развития детей»:

– Сегодня всем ясно: раннему дошкольному обучению и воспитанию детей, созданию мощного кадрового воспитательного резерва надо давать приоритетное внимание! Если мы хотим сильное, интеллектуальное, доброе, знающее любовь будущее страны! Мы потеряли те устои, на которых формировалось наше общество на протяжении многих лет. И в результате получили то, что имеем сейчас.

Все мы помним период, когда поступить в педагогический вуз было легче всего, потому что проходной балл был самым низким. Таким образом, в систему образования мы набрали всех, кто не поступил на юриспруденцию или экономику. То есть по остаточному принципу. Ещё хуже обстояли дела с дошкольным образованием.

Дошкольное образование в Казахстане не является по конституции обязательным звеном, как среднее. Из-за низких зарплат произошёл отток кадров, многие специалисты уходили в другую сферу.

По статистике, из 101 700 педагогов системы дошкольного образования вузовский диплом имеют только 22%. Если мы хотим качественное дошкольное образование, то должны быть качественные кадры. Почему-то принято считать, что работать в детском саду легко. Это неверно. Не зная методику работы с ребёнком, невозможно его подготовить качественно к следующей ступени. Без соответствующего образования нельзя работать с детьми.

Я благодарна всем руководителям дошкольных организаций, кто присутствует на конференции. Здесь много важной информации. В частности, о том, что воспитание – это важно. Научить можно, а воспитать,  если не начать с рождения, то потом уже поздно.

Сара ЖИЕНБАЕВА, профессор ЕНУ им. Л.Гумилёва:

– На одном из подобных мероприятий турецкий эксперт привел такой пример из жизни, который произошёл в Украине. Трёхлетний ребенок пропал, и в течение 12 лет его не могли найти. Так вот, когда его нашли среди своры собак, он, 15-летний юноша, ходил на четвереньках и лаял, как собака. Это наглядный пример того, что воспитание – это основа основ.

Для того чтобы ребенок заговорил, с ним надо говорить. В какой среде он будет формироваться как личность, очень важно. Поэтому много внимания исследователями уделяется школе и вузам.

Если взять за основу опыт Финляндии, там очень высокая степень ответственности за воспитание ребенка возложена именно на семью.

С 2000 года в этой стране было принято решение детям до 3 лет не разрешать смотреть телевизоры, играть в смартфонах. С 3 лет строго соблюдается экранное время.  Потому что есть определённые критерии, сколько слов в каком возрасте ребенок должен знать и говорить. Исследования показали, что бесконтрольный просмотр телевидения отрицательно влияет на этот процесс. 

Асхат АБЖАНОВ, коуч:

– Любовь и душа – вот что нужно детям, ученикам от учителя, от нас. Только так, всё остальное в эпоху интернета тщетно. Почему много разводов, насилия в мире? Что мы не так делаем? Возможно, мы, учителя – воины света, которые могут спасти этот мир, начиная с класса, школы, города, страны и мира?

Ляззат БУЛЕБАЕВА, руководитель менторского образовательного центра GL talimger:

– Для нас важно, что местные власти и партия «Amanat» поддерживают наши инициативы и инициируют нормативно-правовые акты.

Важный вопрос дошкольного воспитания заключается ещё и в том, чтобы улучшить психологическую службу в детсадах. 

На одной из секций конференции мы подробно говорили о том, как должна быть выстроена психологическая служба в совершенстве.

Многие современные родители были воспитаны именно запретами. Но реальное воспитание в семье – это воспитание родителей, а не детей. Если родители воспитаны, то сам вопрос воспитания отпадает. Дети растут на основе примеров. Примеры – это образы. Образы же потом направляют ребенка по жизни, и он делает то, что у него сохранилось в памяти. Ребёнок будет именно таким, каково его окружение. Поэтому на наших семинарах или встречах мы сразу же говорим о том, что будем воспитывать не детей, а самих родителей. Если они это осознают и начинают меняться, то тогда начинает меняться их отношение. Это единственный путь.

Мариам Амонашвили

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий