Институциональная аккредитация школ – признание высоких стандартов образования

Гимназия им. Сейфуллина г. Сатпаева решением Аккредитационного совета независимого аккредитационного агентства ARQA получила полную аккредитацию сроком на пять лет. Это третья государственная школа Казахстана, получившая институциональную аккредитацию.

Институциональная аккредитация школы – это процесс оценки и признания качества предоставляемых образовательных услуг согласно национальным стандартам, которые, в свою очередь, соответствуют международным стандартам.

На сегодняшний день в Казахстане всего 10 аккредитованных школ, и три из них являются государственными: это школа-
лицей им. А.Ермекова (г. Балхаш), ОШ №3 (г. Жезказган) и гимназия им. Сейфуллина (г. Сатпаев). Все они получили аккредитацию при поддержке ТОО «Корпорация «Казахмыс», а также направления «Аккредитация школ» Центра педагогической трансформации «Ustaz Ulytau», являющегося проектом Общественного фонда «Благотворительный фонд «The Ulytau Educational Foundation».

Получению аккредитации предшествовал анализ деятельности школы за три года и написание отчёта по самооценке. По каждому из семи стандартов аккредитации был проведён SWOT-анализ. Так, гимназия им. Сейфуллина в прошлом учебном году получила звание «Лучшая организация среднего образования-2023» по области Улытау. Гимназия два года подряд становилась «Лучшей олимпийской командой среди инновационных школ области», «Лучшей олимпийской командой по предметам общественно-гуманитарного профиля». По результатам республиканской олимпиады учебное заведение вошло в 100 лучших школ республики. Также гимназия тесно взаимодействует с иностранными партнёрами из Сингапура, Беларуси, России и Узбекистана.

По словам директора гимназии Гульсаны Джакиповой, процедура аккредитации способствовала объединению педагогов, учащихся и их родителей, а также повлияла на дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности школы.

– SWOT-анализ подтвердил, что достижение поставленных целей, заложенных в миссии школы, стало приоритетным для всех субъектов образования, причём каждый из них понимает личную ответственность перед гимназическим сообществом. Благодаря поддержке ЦПТ «Ustaz Ulytau», Общественного фонда «Благотворительный фонд «The Ulytau Educational Foundation» и ТОО «Корпорация «Казахмыс» гимназия смогла подтвердить соответствие качества предоставляемых услуг стандартам, принятым в мировом образовательном сообществе, – говорит директор гимназии.

 

Конкурентоспособность школы определяется успехом её учащихся

Итак, уже три государственные школы страны получили аккредитацию. Другими словами, их деятельность признана качественной и успешной. Какими критериями руководствуются эксперты и что в итоге даёт аккредитация школе и её ученикам? Об этом мы говорили в интервью с Айгуль БАЕКЕШЕВОЙ, руководителем направления «Аккредитация школ» Центра педагогической трансформации «Ustaz Ulytau».

– Айгуль Шарапиевна, для чего нужна аккредитация государственным  школам? Чем отличаются стандарты аккредитации агентства ARQA от государственных?

– Аккредитация является признанной во всем мире формой внешней оценки деятельности организации образования, которую проводит независимое аккредитационное агентство. В нашей стране есть определённый опыт прохождения аккредитации школами. Так, практически все НИШ прошли аккредитацию Совета международных школ (CIS). Однако опыт прохождения аккредитации государственными школами отсутствовал. Поэтому три первые аккредитованные государственные школы создали прецедент в государственном секторе среднего образования.

Стандарты и процедуры агентства ARQA существенно отличаются от требований и процедур государственной аттестации. Главное различие заключается в том, что оценке подвергаются в первую очередь качественные показатели деятельности школы, а не количественные, как при аттестации. При аттестации оцениваются в основном состояние документации и результаты тестирования обучающихся 4-х и 9-х классов. Оценивание при аккредитации опирается на «живое общение» со всеми категориями стейкхолдеров: интервью проводится с учениками, их родителями, педагогами, специалистами, руководством, членами Попечительского совета, выпускниками и представителями колледжей и вузов, в которые поступают выпускники школы. Школа предварительно пишет отчёт по самооценке, где объективно анализирует все стороны деятельности за последние 3-5 лет. Эксперты (представители академического сообщества, зарубежный академический эксперт, представитель колледжа или вуза, представитель ученического сообщества) агентства на месте оценивают состояние материально-технической базы, посещают уроки. Школа получает объективную, независимую (от госорганов) общественно-профессиональную оценку и признание качества образовательных услуг по международным стандартам. Через аккредитацию происходит внедрение и следование культуре качества.

Наличие аккредитации – своеобразное «членство» в клубе постоянно развивающихся учебных заведений с лучшими внутренними системами обеспечения качества образования и управления. Аккредитация даёт такие возможности, как поступление выпускников школы в лучшие вузы мира, сотрудничество школы с зарубежными организациями образования, участие в международных образовательных проектах.

Стандарты аккредитации позволяют оценить такие аспекты деятельности школы, как эффективность менеджмента, механизмы обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, состояние и потенциал ученического сообщества, уровень компетенций педагогического состава, качество образовательной среды, транспарентности и открытости школы для общества.

–  Почему аккредитация государственных школ была выбрана как одно из направлений деятельности ЦПТ «Ustaz Ulytau»?

– Аккредитация государственных школ региона присутствия Корпорации «Казахмыс» – это первый в Казахстане опыт по продвижению института аккредитации в государственный сектор среднего образования, который, мы надеемся, будет тиражирован на все государственные школы страны. Также это является ярким примером активного участия крупного бизнеса в развитии образования, следовательно, вклада в процветание региона.

– В чём заключается роль Общественного фонда «Благотворительный фонд «The Ulytau Foundation» в подготовке государственных школ к аккредитации?

– Фонд аккумулирует все необходимые ресурсы, в первую очередь интеллектуальные и финансовые, для реализации целей и задач ЦПТ «Ustaz Ulytau». В частности, со школами, прошедшими аккредитацию, была проведена работа по разработке миссии, видения и стратегии, повышению управленческой квалификации директоров, вовлечению и активизации участия педагогического состава, ученического сообщества, родителей, выпускников в развитие школы. Все школы получили финансовую поддержку по существенному улучшению образовательной среды. В частности, ремонт позволил создать комфортные условия обучения, у педагогов появились учительские, в которых можно как поработать, так и отдохнуть в свободное от уроков время. Для обучающихся также появились места отдыха, улучшены условия для спортивных занятий и др.

– Школы, прошедшие аккредитацию, в дальнейшем работают по каким-то иным методикам? Что даёт
школе прохождение аккредитации?

– Аккредитация не отменяет государственные нормы и предписания, школы, желающие пройти аккредитацию, должны в первую очередь соблюдать их. Но это, как правило, минимально необходимый уровень для обеспечения нормальных условий для реализации учебно-воспитательного процесса. Аккредитация позволяет коллективу школы на порядок поднять уровень внутренней системы обеспечения качества, не просто поддерживать нормальный уровень текущих процессов, но и постоянно развивать и совершенствовать все аспекты деятельности. Школа создает внутреннюю нормативную базу деятельности, основными документами которой являются политика обеспечения качества, академическая политика, стратегия развития, которые позволяют поднять уровень эффективности всех процессов, поставив во главу угла обеспечение качества и непрерывное развитие школы.

– Насколько конкурентоспособны школы, прошедшие аккредитацию, на международном уровне?

– Получение аккредитации даёт школе «узнаваемость» в международном образовательном пространстве и открывает дорогу к сотрудничеству с зарубежными образовательными учреждениями. Мировая практика показывает, что организации образования большинства стран, где существует институт аккредитации, развивают сотрудничество только с аккредитованными учреждениями. Оно и логично, если качество образовательной деятельности не признано в собственной стране, а это своего рода общественная гарантия, то стоит ли сотрудничать с такой школой.

– Как получить аккредитацию? Куда подавать заявку, каким критериям следует соответствовать?

– Предварительно нужно провести тщательную диагностику состояния всех аспектов деятельности школы, состояние внутренней системы обеспечения качества, материально-технической базы и т.д. Минимальное время, необходимое на подготовку школы к аккредитации, – один учебный год, и это при наличии необходимых интеллектуальных и финансовых ресурсов. Заявка подаётся в одно из шести национальных аккредитационных агентств, входящих в Реестр аккредитационных органов Министерства просвещения РК. Как правило, каждое агентство проводит аккредитацию по своим стандартам, которые соответствуют международным стандартам.

– Расскажите о вашей роли как эксперта по аккредитации в подготовке школы к прохождению аккредитации.

– Я имею более чем двадцатилетний опыт аккредитации вузов и была приглашена руководством Фонда для оказания консультационной помощи школам, проходящим институциональную аккредитацию. Я работаю с руководством и коллективом школы, диагностирую состояние учебно-воспитательной работы, материально-технической базы для определения потенциала для подготовки школы к аккредитации. Определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы подготовиться к аккредитации, в том числе по улучшению материально-технической базы. В течение учебного года консультирую школу по сбору необходимых данных, материалов, информации по написанию, подготовке и внедрению новых документов и процессов, анализу эффективности основных процессов и т.д. Всё это ложится в основу отчёта по самооценке, отправляемого в аккредитационное агентство ARQA, с которым заключён трёхсторонний договор между агентством, Фондом и школой. Провожу подготовку коллектива ко всем процедурам аккредитации.

–  Спасибо за интервью. Успехов!

Мира Азизова

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий