Шахматы в образовании – это интеллектуальное будущее страны

21-22 августа 2024 г. в Астане пройдёт II Международная конференция «Шахматы в образовании». В мероприятии примут участие лучшие эксперты страны и мира в области образования, представители Международной шахматной федерации. Для чего нам это нужно и как обстоят дела с внедрением специального урока по шахматам в учебную программу, об этом в интервью с известным казахстанским шахматистом, гроссмейстером, первым вице-президентом Казахстанской федерации шахмат KazChess Дарменом Садвакасовым.

– Дармен, с какой целью Казахстанская федерация шахмат принимает такое мероприятие?

 – Цель конференции – популяризация шахмат в системе образования, обмен опытом и лучшими практиками по внедрению этой интеллектуальной игры в образовательный процесс.

Внедрение шахмат в школы и университеты – одно из приоритетных направлений деятельности Казахстанской федерации шахмат KazChess, осуществляемой в сотрудничестве с Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования в рамках реализации Комплексного плана развития шахмат на 2023-2027 гг.

Согласно первому направлению этого документа запланировано поэтапное внедрение шахмат в 1-4 классах общеобразовательных школ за счёт часов вариативного компонента учебного плана в 1400 школах (не менее 350 школ ежегодно), а также подготовка не менее 250 педагогов шахмат. В ближайшие три года обучением шахматами намерены охватить 20% детей начальных классов.

 – Сейчас уже есть постановление правительства, согласно которому шахматам в школе быть. К каким трудностям начального этапа вы готовы?

 – Когда были первые попытки точечно в регионах внедрять шахматные школы, сопротивление было сильное. Тем не менее, первые уроки были получены. Шахматы были внедрены как третий урок физкультуры. Преподавателями были учителя физической культуры, которые далеки от шахмат.

В 2022 году у меня состоялась встреча с Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым, который поддержал нашу идею по внедрению шахмат в школьную программу и дал поручение о разработке стратегического документа, который впоследствии стал Комплексным планом развития шахмат в Казахстане до 2027 года.

В нём есть направление «Шахматы в образовании».

Речь здесь идёт не только об обучении детей, но и о подготовке шахматных педагогов в вузах.

При поддержке Президента мы смогли добиться, чтобы с прошлого года в 42 школах разработали данный проект в городах-мегаполисах, а также Карагандинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Павлодарской областях.

Разработана программа сhess-класс, которая содержит более 300 видеоуроков на 3 языках, тысячи упражнений, разбитых по тематикам. Есть методология, которая позволяет в правильном порядке обучать детей.

Есть автоматизированные функции раздачи домашнего задания. Программа содержит лекции известных гроссмейстеров, одним словом, собран качественный контент.

Сhess-класс – это очень удобное приложение для учителя. Учитывая, что с этого учебного года в 350, а при благоприятном раскладе, может, в 700 школах мы запустим шахматы для детей, в настоящее время идёт подготовка 200 преподавателей в 8 регионах. С помощью видеокурса мы ещё порядка 500 преподавателей обучим преподаванию шахмат.

 – Какую оценку вы дадите учебным пособиям, которые выпускает издательство «Кокжиек-Горизонт». И вы, кстати, один из авторов тех учебников?

 – Учебники и рабочие тетради созданы по стандартам образования при участии трёх гроссмейстеров, двух докторов наук. Изучен международный опыт.

В этих книгах заложена серьёзная методология. Главным методологом стал Евгений Юрьевич Владимиров, наш алматинский гроссмейстер, бывший тренер Гарри Каспарова, бывший главный тренер сборной Испании, Индии, Казахстана.

Он накопил большую базу методологического свойства, и поэтому получился крутой учебник.

Здесь также иллюстрации очень яркие, чтобы ребёнку было интересно читать легенды, разглядывать книгу.

Все это важно, потому что шахматы прокачивают в школьниках память, решительность, стратегическое видение, концентрацию внимания, усидчивость, работу с огромным объёмом информации, способность принять решение в сжатое время. Дети, занимающиеся шахматами, начинают лучше учиться по всем предметам, быстрее читают и усваивают информацию, это подтверждается фундаментальными научными исследованиями.

Дополнительным плюсом шахмат является их доступность, потому что игра не требует дорогих арен или сверхпроизводительных компьютеров, в которых, например, нуждается киберспорт.

 – Дармен, наши читатели наверняка ещё помнят, как вы выиграли однажды самого Анатолия Карпова и сыграли вничью с Гарри Каспаровым…

 – Это было 20 лет назад. Победа над Карповым действительно была сенсационной. На планете было всего 2 человека, которые его выигрывали – Каспаров и Найджел Шорт. Я был третьим, кто выиграл гроссмейстера в классическом виде.

Партия с Гарри Каспаровым проходила в 2001 году на супертурнире в Астане. Это был один из сильнейших на тот момент турниров, который собрал всю элиту мировых шахмат, в том числе первого номера рейтинг-листа. Каспарову нужна была только победа, и для меня, 22-летнего подающего надежды юноши, выстоять против великого гроссмейстера стало серьёзным вызовом.

Я уступил ему ничью. Хотя сейчас понимаю, что можно было потягаться.

 – Расскажите, как вы пришли в шахматы?

 – В шахматы меня учил играть отец, начиная примерно с 3-летнего возраста. Показывал, как ставить фигуры, как они ходят.

Вечерами я наблюдал за тем, как отец с друзьями играет. Попытки отдать меня в секцию в столь раннем возрасте не увенчались успехом – тогда в шахматы принимали только детей, которые могут писать.

Но впоследствии шахматы всё же вошли в мою жизнь.

 – Какие советы вы бы дали родителям, которые думают, куда отдавать ребёнка?

 – С 6 до 9 лет у детей формируется логическое мышление, и в этом возрасте крайне полезны шахматы.

И память, и критическое мышление развивается, и концентрация внимания. Это те базовые навыки, которые нужны для формирования правильного мышления.

Второй совет – не перегружайте детей. Не больше двух секций. У нас сейчас распространено вредное мнение, что ребёнка надо загрузить. В итоге через три года ребёнок и не в спорте, и не в музыке, везде поверхностные навыки.

Нужно фокусировать силы и внимание на одном-двух занятиях.

Шахматы, например, органично вписываются с физическими занятиями.

 – Как вы считаете, пожилым людям можно начать играть?

 – Шахматы демократичны и доступны для людей в любом возрасте. При наличии опытного тренера с грамотной методикой обучения и педагогическим подходом можно значительно поднять свои игровые навыки. Практическую помощь вам окажут онлайн-платформы и книги. Один из приоритетов нашей федерации – это инклюзия.

Мы хотим привлекать к шахматам все возрасты, все слои населения.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий