Место встречи – летние площадки психологической поддержки!
Лето – любимая пора мальчишек и девчонок. На целых три месяца можно отложить учебники и школьную форму и наслаждаться теплом, солнцем и общением с друзьями. Чтобы дети Костанайской области смогли активно отдохнуть в летний период, при этом почерпнуть для себя много новых открытий, раскрыть в себе способности, при всех школах распахнули свои двери летние площадки психологической поддержки. В общей сложности сейчас в области создано 345 летних площадок (325 школ и 20 колледжей), где принимают участие 8597 обучающихся (8251 школа и 346 колледжей) и задействовано 1700 педагогов.
Такой подход к организации летнего досуга в Костанайской области функционирует уже 6 год. Изюминкой данного проекта является то, что они работают все три летних месяца. Данную работу курирует наш Региональный учебно-методический центр психологической поддержки, он же обеспечивает методическое сопровождение работы площадок. Работа на летних психологических площадках направлена на создание условий для сохранения и укрепления психологического благополучия обучающихся, на профилактику аутодеструктивного поведения, буллинга, развитие их личности, лидерских качеств и творческих способностей в период летних каникул.
Комплексный подход к оздоровительному летнему периоду – это возможность с пользой для здоровья и развития занять свободное время детей. Спектр познавательноигровых программ очень разнообразен и включает в себя развитие моторики, навыков критического мышления, логики, физических и интеллектуальных возможностей! Кроме того, именно здесь, на летних площадках, действует комбинированная программа оказания психологической поддержки детям и выявления их творческих способностей. Занятия и тренинги с обучающимися проводятся в интерактивной форме с применением разных техник и методик. Большое внимание уделяется развитию жизнестойкости и стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков у обучающихся. К данной работе ежегодно привлекаются специалисты психологических служб (психологи, социальные педагоги, заместители директора по ВР), педагоги школ и колледжей.
Лето – для друзей и веселья
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. На сегодняшний день наиболее удобный и бесплатный, а главное, правильный выход из положения – это летние площадки психологической поддержки, где ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, вечером и в выходные дни находится дома, в кругу семьи.
Первое, что нужно понимать, общение со сверстниками – важный аспект взросления. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со сверстниками является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и прочего. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его будущее.
Летние психологические площадки функционируют в области уже не первый год, но постоянно совершенствуются. К примеру, шестой год подряд при школах существует психологическая поддержка детей, ею владеют все педагоги, находящиеся с детьми при школах. Что это значит? Это значит, что, находясь на территории школы, ребёнок может обратиться за советом или рассказать о своих проблемах, тревогах педагогу – и он обязательно получит поддержку. А бывает и такое, что школьнику хотелось бы чем-то заняться, а чем именно, он не знает, не может определиться. И здесь ему помогут и подскажут, с помощью тестов, методик, упражнений педагоги-психологи смогут выявить предрасположенность к определённому виду деятельности, помогут раскрыть скрытый потенциал, скованность, застенчивость.
Кто на что горазд!
В этом году обилие созданных летних площадок радует не столько своим количеством, сколько качеством. Когда проект только внедрялся в школы, то плюс-минус программы отдыха у всех были одинаковы, не слишком отличалось и оформление площадок. Другое дело сейчас, спустя пять лет. Каких только площадок нет! Совместно с детьми они получают свои названия и направления. Мониторя процесс в районах, только в этом месяце мне удалось увидеть вживую этноплощадки, площадки с уклоном на спорт, с уклоном на эмоциональный интеллект и так далее. То есть со временем к данному вопросу стали подходить более креативно и разнопланово, а ведь инициатива в таких вопросах очень важна. Детей много – интересы разные, тем не менее, каждое лето их всех объединяет веселье, игры и развлечения. Плюсом к стандартному времяпровождению становятся интересные мастер-классы, конкурсы, викторины для школьников, соревнования, квесты и многое другое.
Приведу несколько ярких примеров. В Аманкарагайской школе Аулиекольского района работает площадка «Островка – территория детства». Это красочный калейдоскоп активности, отдыха, заряда бодрости и позитива. За первые две недели ребята перевоплощались в героев вселенной Марвэл, в ковбоев Дикого Запада, виртуально путешествовали по Казахстану, очно посетили Наурзумский заповедник, на один день становились великими учёными и победителями «Книги рекордов площадки», примеряли корону победителей «Мисс площадки» и «Мистер площадки».
В Первомайской ОШ Мендыкаринского района площадку назвали «Весёлые каникулы». Посещают её около 200 учащихся от 6 до 16 лет. Каждый день – тематический, в соответствии с темой проходят интеллектуальные и творческие игры, конкурсы, акции и челленджи, такие как фотосушка «Все мы родом из детства», экологическая акция «Зелёная волна», конкурс «Я талантлив и находчив», конкурс смайликов «Подари улыбку другу», игра-путешествие «Страна здоровья», игровая программа «Знай правила движения как таблицу умножения!», комический футбол, джинсовая вечеринка, пижамная вечеринка, «Моя любимая игрушка» и т.д. Здесь же для детей действуют различные кружки по интересам: туризм, экология, лингвистика, спорт и т. д.
А вот в ОШ им. У.Султангазина Сарыкольского района летняя площадка психологической поддержки работает в необычном, но очень колоритном формате «Этнолагеря2024». Виды площадки, конечно, завораживают, здесь дети не только развлекаются и развиваются социально, но и обогащают свой духовный мир и толерантность. В программу «Этнолагеря-2024» входят следующие мероприятия: «День национальных игр», «День национальных обрядов», «День национальной одежды и национальных блюд» и т. д. Во дворе школы установлена юрта и национальные качели «Алтыбакан». Проводятся спортивные состязания, игры и тренинги.
А летняя площадка Силантьевской ОШ Алтынсаринского района «Позитивчик» объединила детей различных образовательных потребностей. Кабинет психологической поддержки в этой школе оснащён по последнему слову техники и пользуется популярностью среди учащихся. Здесь основной упор идёт на упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, интеллектуальных возможностей, логики и прочего.
Помним о здоровье!
Социум с пользой для ума и здоровья – лучшее, что можно предложить ребёнку в условиях летнего отдыха, ведь для того, чтобы он находился в благоприятной среде, достаточно лишь пройти до школы. Однако не стоит забывать об опасностях, которые характерны для этого времени года. Хотелось бы подробнее остановиться на данном аспекте, поскольку вопрос хорошего самочувствия не менее важен, чем развлечения.
Чтобы летний отдых ваших детей проходил активно и в то же время безопасно, следует придерживаться элементарных правил. Солнце – не только источник тепла и света, под воздействием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, необходимый для роста и развития организма и защиты его от различного рода инфекций. Однако долгое пребывание под прямыми лучами солнца, особенно при температуре воздуха более 25 градусов, может вызвать тепловой удар (перегревание организма) и солнечный удар (раздражение нервных центров при воздействии солнечных лучей на непокрытую голову). Ультрафиолетовая часть спектра солнечных лучей угнетает иммунитет, активизирует родинки на теле, вызывает солнечные ожоги. Чтобы этого избежать, с 10 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами, обязательно нужно покрывать голову ребёнка кепкой или шляпой. Купание в водоёме – самый приятный и эффективный вид закаливания. При плавании включаются в работу все виды мышц, укрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но не следует забывать о постепенности и осторожности. Для неподготовленного человека, тем более ребёнка, вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до 22 градусов, продолжительность первого купания должна быть не более 2-4 минут, только после нескольких дней игры в воде можно продлить до 10 минут.
Соблюдая эти простые правила, заботясь о комфортной среде для вашего ребёнка, вы сможете провести летний отдых с пользой!
Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный учебно-методический центр психологической поддержки» Управления образования акимата Костанайской области, кандидат наук, доктор философии (PhD) по профилю «Психология»