Марина ХАН: «Современные дети заточены на успех»

В школах страны прозвенели первые звонки. Тысячи ребятишек в городах и сёлах сели за парты. Будут ли они удобными и комфортными? И что необходимо сделать для того, чтобы школьники с удовольствием бежали в свой класс? Ответы на эти вопросы вот уже третий год ищет и находит Общественный фонд «Благотворительный фонд «The Ulytau Educational Foundation». Об этом мы и говорили в эксклюзивном интервью с директором фонда, кандидатом социологических наук Мариной Хан.

 

– Марина Марсовна, у вас большой опыт в сфере образования, в частности, международного образования. Расскажите, как начинался ваш путь?

– Прежде всего, хочу поздравить всех ваших читателей с 1 сентября, с началом нового учебного года – яркого, богатого на открытия и успехи!

О себе: я окончила школу с золотой медалью, поступила на философско-экономический факультет КазГУ, это был престижный факультет, откуда вышла не одна плеяда известных руководителей, топ-менеджеров. По сей день говорю уверенно: в жизни мне очень помогает моё образование. На мой взгляд, цель образования – это формирование картины мира, изучение философии позволяет эту цель достигнуть.

После окончания университета преподавала, потом защитила кандидатскую.

Это было в начале 90-х годов, тяжёлое время перехода к рыночной экономике. С другой стороны, это было время, когда мы открылись миру, нам стали доступны современные тренды, в том числе и в образовании. Я решила попробовать себя в бизнесе и, будучи еще аспиранткой, работала в швейцарском агентстве по международному образованию.

Уже в 1996 году я открыла собственное агентство «Intellect», которому скоро будет 30 лет, и мы теперь обучаем третье поколение ребят.

А несколько лет назад, во время пандемии, меня попросили подготовить аналитическую записку о решении проблемы повышения качества образования в формате моногорода. С этого отчёта в 2021 году началась моя работа в ОФ «БФ «The Ulytau Educational Foundation», который я возглавляю.

– В чём отличие вашего фонда от других?

– У меня была возможность работать в Канаде и Великобритании, изнутри посмотреть на лучшие традиции образования, а также изучить современные тенденции и опыт благотворительности в образовании. В мире накоплен огромный опыт, сложились традиции, успешно применяются различные технологии.

У нас в стране активно работают многочисленные фонды, которые занимаются благотворительными проектами, в том числе и в образовании.

Хочу отметить, что сама идея благотворительности очень созвучна менталитету казахстанцев. Сложная история нашей страны, определившая её многонациональный состав и разнообразие языков, подтвердила ценность таких качеств, как доброта, щедрость, взаимовыручка. Мне приятно видеть, что благотворительная деятельность очень высоко ценится молодыми людьми, школьниками, которые часто сами выступают инициаторами.

Наш фонд отличают несколько характеристик. Прежде всего, мы занимаемся только образовательными проектами.

Во-вторых, все наши проекты носят системный и возобновляющийся характер. Изменения, которые мы делаем в сфере образования, должны быть устойчивыми и иметь основания для дальнейшего развития после этапа активной помощи фонда. Это как притча про рыбу и удочку. Мы даём удочку.

В-третьих, то, что мы делаем, должно быть органично с историей, традициями, культурой. Независимо от уровня проекта – целая область, школа или учитель. Мы не пытаемся взять международный опыт и просто перенести на нашу почву.

Не могу не сказать о качественном составе сотрудников, всех, с кем фонд взаимодействует. Среди попечителей, экспертов, руководителей отдельных направлений – авторы методик, новаторы, успешно внедрившие свои идеи в практику. Караев Ж.А., Баекешева А.Ш., Аренова Т.В. и многие другие стояли у истоков самых прогрессивных изменений в образовании нашей страны: переход от «инструктивного» образования к «конструктивному», институциональная аккредитация учреждений образования, внедрение международных стандартов в преподавание иностранных языков и многое другое.

Нашими партнёрами являются также мировые лидеры образования.

Курсы для учителей от ЦПТ «Ustaz Ulytau»

– Вы сказали, что хорошее образование не может без благотворительности. Расшифруйте?

– Если посмотреть на лучшие образцы образования, будь то Оксфорд, Гарвард или другие, то за ними всегда стоят благотворительные фонды.

Это помимо господдержки. Хотелось бы, чтобы и у нас так было. Благотворительность в образовании даёт возможность сделать качественный продукт, который со временем приобретает отличную репутацию.

– Иностранцы признают Казахстан страной, с которой хочется работать?

– Если в 1996 году я напрашивалась на встречи с известными университетами и школами, долго потом объясняла, кто мы и где мы есть, то сейчас ситуация поменялась коренным образом, налицо бум открытия зарубежных университетов. Сейчас все хотят сюда прийти. Подчеркну, что большой вклад в узнаваемость страны внесла президентская стипендия «Болашак», благодаря которой сейчас многие знают о Казахстане. Наши студенты за рубежом в целом хорошо учатся, достойно представляют страну. Образование – это консервативная сфера. Если есть хорошая репутация, она долго на тебя работает. Успешный опыт обучения наших ребят за рубежом привлек внимание к нашей стране.

– Давайте поговорим об одном из ваших проектов – Центр педагогической трансформации «Ustaz Ulytau». В чём его миссия?

 – Это инновационный проект, он идёт уже третий год, получил одобрение Министерства просвещения.

Его суть в создании системы взаимодействия науки и практики, индустриального бизнеса и государства для решения проблем повышения качества образования в условиях моногорода.

Мы все знаем, что успех экономики нашей страны во многом связан с успехом горнодобывающей промышленности. Практически вся горнодобывающая отрасль сосредоточена в моногородах. Залог устойчивого развития нашей экономики в успешном, рассчитанном на долгую перспективу развитии моногородов, которые в настоящее время теряют население, перестают быть привлекательными.

Корпорация «Казахмыс» поставила перед фондом задачу системно решить вопрос повышения качества образования. В нашем фокусе – экосистема школы как точка притяжения для населения и её продукт – конкурентоспособный выпускник. Мендыбаевой Ж.С. была предложена концепция создания ЦПТ «Ustaz Ulytau», которая сейчас и реализуется.

Мы начинали с 69 школ, теперь их у нас 85. Они находятся в области Улытау, в Карагандинской и Жамбылской областях, то есть это те регионы, где присутствует Корпорация «Казахмыс».

В этом году в июне мы впервые приняли участие в конгрессе горнодобывающих и металлургических предприятий, делали презентацию нашего проекта, который попал в поле внимания почётных гостей.

Я очень надеюсь, что и другие предприятия будут реализовывать такие проекты у себя. Мы открыты к сотрудничеству!

Наурыз в Canadian International School Astana

– Марина Марсовна, что означает технология трёхмерной методики системы обучения?

– ТТМСО – это авторская технология профессора Ж.Караева, доктора педагогических наук, которая успешно внедряется за рубежом. О ней написаны книги, статьи, прошли обучение сотни педагогов. Уверена, что среди ваших читателей есть такие педагоги.

Её суть в смене парадигмы «образование = обучение» на «образование = становление». Цель – развитие функциональной грамотности учащихся, как следствие, повышение качества образования.

В прошлом году в 13 школах города Сатпаев эта технология успешно внедрялась, получены очень хорошие результаты. Национальная академия образования им. И.Алтынсарина получила отчёт, и лучшие разработки педагогов будут рекомендованы к использованию. В этом году мы продолжим и расширим работу по внедрению этой технологии.

Также хочу отметить нашу работу по реализации STEM-подхода в образовании, который пока системно не внедряется в школах нашей стране. Весь мир уже давно работает в этом направлении, отвечая тем самым на запросы будущего, а у нас почему-то все застопорилось, нет пока даже общей концепции.

Канадская международная школа Астана в этом году станет площадкой для реализации STEM-подхода.

– Про Канадскую международную школу хотелось бы узнать подробнее…

– Хочу отметить, что Казахстан всегда был открыт к международному сотрудничеству в области среднего образования, у нас есть самые разные международные школы. И это хорошо, родители, дети должны иметь выбор. Плохо то, что мы пытались «вырастить» американца или, например, англичанина, на нашей почве.

Сейчас, наконец, все эти метания закончились, и наступило время, когда мы можем говорить о формировании казахстанской модели образования.

Прежде чем открыть школу, мы тщательно изучили признанные в мире модели образования, проанализировали, как мы можем интегрировать современные технологии обучения с традициями и культурой нашей системы воспитания. И пришли к выводу, что канадская модель имеет наибольшие шансы.

Казахстан и Канада очень похожи: большие территории, богатство минеральных ресурсов, относительно маленькое население, могучие соседи, а также многонациональное и молодое население, атмосфера разнообразия культур, языков, религий.

Кредитная система, ориентированность на конкурентоспособность выпускника, которая достигается ранним (с детского сада!) карьерным образованием, огромное разнообразие курсов определили наш выбор.

Для меня лет 20 назад было удивительно, что могут изучать в курсе «Планирование жизни и карьеры» воспитанники детских садов? Мне объяснили: ребёнок должен знать свои сильные и слабые стороны, с дошкольного возраста его начинают знакомить с самим собой.

Этот учебный год – третий в молодой истории школы, но очень значимый. В прошлом году 6 наших выпускников получили высшую награду «Алтын белгі», 11 – аттестаты с отличием.

И на канадских экзаменах наши дети показали результаты выше, чем в среднем по Канаде. Основы успеха заложены, будем увеличивать обороты. В школе идёт пилотный проект Национальной академии образования по интеграции программы канадского диплома средней школы и ГОСО РК. Наши студенты полноценно выполняют и казахстанский, и канадский стандарты, а по окончании школы получают два диплома.

Мы – первая канадская школа в Центральной Азии. Работу по интеграции двух программ обучения успешно осуществляют 11 канадских и 18 казахстанских педагогов.

Как и в других проектах фонда, наши приоритеты – создание безопасной, мотивирующей и стимулирующей атмосферы для полного развития потенциала каждого ребёнка и индивидуальное выстраивание академической траектории для развития личности и карьеры, наиболее соответствующей способностям, планам и амбициям каждого выпускника.

6 студентов CIS Astana получили почётный знак «Алтын белгі» в 2024 году

– А если детей, желающих обучаться у вас, станет больше? Школа готова к такому?

– С самого начала мы задумывались как школа-пансион. Сейчас пока проектная мощность 150 человек, это только 10-11-12 классы.

Но по стратегическому плану – школа полного цикла, где мы сможем раскрыть все её преимущества. Очень хочу реализовать этот проект в наступившем учебном году.

У нас в школе удивительные дети: инициативные, уверенные в себе, но одновременно чрезвычайно добрые и отзывчивые. Они заточены на успех, готовы для этого много трудиться в атмосфере полного доверия и сотрудничества. И это радует, потому что за ними – будущее.

 Ляззат Туркестанова

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий