«Алматыкітап»: встреча авторов и СМИ
Красивое, насыщенное интеллектуальным и очень полезным контентом торжественное событие организовало в столице Издательство «Алматыкітап баспасы» – пресс-завтрак для представителей СМИ в Доме книги имени Ы.Алтынсарина. На встречу с авторами учебников пришли журналисты различных изданий, популярные блогеры.
Благодаря встрече журналисты смогли узнать, как создаются школьные учебники, задать вопросы авторам и экспертам. Издательство «Алматыкітап баспасы» с 1999 года выпускает детскую и учебную литературу, учебно-методические комплексы для дошкольных организаций и стало пионером в создании первой отечественной платформы электронных учебников TopIQ.kz.
В разработке учебников «Алматыкітап баспасы» участвуют около 300 авторов из разных регионов Казахстана: Астана, Алматы, Акмолинская, Алматинская, Абайская, Актюбинская, Карагандинская, Костанайская и Туркестанская области. Среди них педагоги-практики и учёные из педагогических вузов.
К учебникам в Казахстане предъявляются государственные требования, и они проходят многоэтапную проверку. Учебники разрабатываются в соответствии с государственной программой, затем проходят этапы редактирования и дизайна. После внутренней экспертизы материалы направляются в Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования при Министерстве просвещения РК. В течение 40 дней государственные эксперты дают свои замечания, после чего издательство дорабатывает учебник в течение месяца.
Новые учебники также проходят апробацию в школах в течение двух месяцев и публикуются на сайте центра экспертизы для общественного обсуждения – bmso.kz. Таким образом, каждый гражданин может ознакомиться с материалами и оставить свои замечания или предложения.
Пресс-завтрак стал площадкой для открытого диалога между издательством, СМИ, экспертами и педагогами. Участники смогли обсудить текущие проблемы и перспективы в разработке школьных учебников. Мероприятие прошло в формате неформальной дискуссии и открытого общения.
– Главной целью мероприятия стало ознакомление представителей СМИ с работой учебников и специалистов «Алматыкітап»: кто они, что думают, какие ценности лежат в основе их миссии по изготовлению качественных учебников для школьников и учителей, – отметила президент Издательства Гаухар Саймасаева. – Спикеры подняли вопросы статуса авторов учебников и обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются в рабочем процессе. Большинство из наших авторов – учителя, которые заняты созданием учебников в свободное время. Мы очень бережно к ним относимся, стараемся всегда поддерживать их, давать мотивации – вот сейчас вы видели в Доме книги галерею портретов авторов учебников «Алматыкітап». Создание учебников – это не просто работа, это миссия! Здорово, что на встрече со СМИ авторы учебников открыто делились своими мыслями.
– Издание учебника – огромный, колоссальный труд, требующий не только много времени, энергии, но и знание новых трендов, технологий, требующий перелопачивания огромных пластов материалов с отечественным и зарубежным контентом, опытом, и я хотела бы отметить комфортность авторского взаимодействия с Издательством «Алматыкітап баспасы», – подчеркнула Сайра Жиенбаева, доктор педагогических наук, профессор, автор учебника «Сауат ашу», УМК для дошкольного возраста. – Издательство создаёт нам условия для работы, идёт навстречу по любым запросам в процессе работы, ощущается всесторонняя психологическая, методологическая поддержка. Надо сказать, подготовка учебника не только академический процесс, а ещё и творческий, практический, я, например, ходила в детский сад, работала в группах, проводила занятия, вникала, какой материал даётся детям легче, какой сложнее, в целом, чтобы своими глазами окунуться в дошкольную атмосферу, ощутить непосредственную детскую среду и понять восприятие ею учебного материала.
– Наша общая задача – дать качественные знания ученикам, и то, что современные родители, бабушки-дедушки, не говоря об учителях, неравнодушны к тому, по каким учебникам занимаются дети, радует, – отметила Асима Рыскулбекова, вице-президент «Алматыкітап баспасы», автор учебника «Әдебиеттік оқу». – Как дети учатся, какие в итоге ученики получат знания – вопрос непраздный. Как только приходит 1 сентября и дети получают учебники, родители вчитываются, пристально всматриваются в учебники, в содержание, им хочется видеть, что каждая страница понятная, доступная, что в ней нет казусов, нестыковок. Партнёрство родительского, учительского сообщества, авторского корпуса, а вместе с ним Издательства – это цивилизованный и правильный подход. «Алматыкітап баспасы» всегда открыто и готово к диалогу, всегда идёт навстречу любым конструктивным, грамотным, объективным предложениям.
– До поступления на парты детей или прилавки магазинов учебник проходит огромный, длинный путь, включающий в себя целую цепочку действий профессионалов всех звеньев, – сказала Фарида Лекерова, автор учебника «Қазақ тілі» для 2 класса, методист начальных классов издательства «Алматыкітап». – Сегодня век информаций, век скоростных новостей, соцсетей, и выпуск нашим Издательством электронных учебников – требование времени. При этом мы все понимаем, что как электронные, так и традиционные бумажные учебники имеют место быть, их никто не отменяет. Все мы: издатели, авторы, художники, дизайнеры, эксперты – должны смотреть на учебник глазами ученика. В то же время, когда на учебник смотрят глаза родителей, нередко начинаются сравнения «а так было в советских учебниках», «а вот когда мы учились, такие были учебники». Думаю, это не совсем уместные сравнения, потому что время изменилось, тренды другие. Учебники должны учить детей учиться, жить и работать в современных условиях, мыслить, критически оценивать, добывать самостоятельно новые знания. Да, раньше выучил наизусть текст параграфа в учебнике и рассказал, как стих, учителю – «молодец, садись, пятёрка». А что ребенок понял из вызубренного, что из этого возьмёт с собой в дальнейшую жизнь, это никого не интересовало. Сейчас даже в учебниках для начальных классов мы уходим от элементарных трактовок, хотим, чтоб ребёнок, отталкиваясь от материала учебника, нашёл в себе интерес «копать» знания дальше, добывать, искать их.
– Без непосредственного прикосновения к обучению детей, не работая конкретно в 1 классе, я не могу писать учебник для 1 класса, – признаётся Алия Хазимоваа, автор учебника “Қазақ тiлi” для 1-х русских классов. – Точно знаю, что для первоклассника важно, чтобы материал сегодняшнего конкретного урока был на развороте, как на двух ладошках, тогда он точно будет видеть и представлять себе материал, и ему это будет легко понять и принять. Кому-то со стороны это покажется столь несущественным, не важным, но это так.
Кандидат педагогических наук и доцент вуза Асель Акпаева ответила на часто задаваемые вопросы о своих учебниках и рассказала о том, как принять математику для начальной школы как весёлую игру, путешествие по цифрам.
Автор учебников географии Руслан Каратабанов подчеркнул важность путешествий в горные и просторные степи Казахстана и обучения подростков любить родину и видеть, чувствовать её душу на поверхности карт. Когда родители часто путешествуют с детьми по родной стране, показывают богатство степей, гор, рек, озер, холмов, лесов, конечно же, дети будут лучше понимать географию, сидя в классах и изучая её по учебнику, листая карты.
Очень проникновенно и с большим волнением выступил учитель школы села Созак и автор учебников по информатике и цифровой грамотности Роман Кадыркулов:
– Когда я стою перед классом и смотрю на этих детей, я вижу в них будущее. Нет, не какое-то абстрактное будущее, о котором мы обычно рассуждаем, а настоящее, живое, шумное будущее, которое уже здесь – в каждом из них. И я чувствую себя не просто учителем, а проводником, который ведёт их сквозь этот век технологий и цифровых кодов.
XXI век. Время, где код становится языком, который говорит за нас. Каждая программа, каждый экран, каждое устройство – это строки кода, переведённые в удобные нам формы. И если мы не научим наших детей писать эти строки, кем они будут? Сторонними наблюдателями в этом новом мире? Нет, это не для наших детей. Они должны быть создателями, творцами.
Каждый день, когда я вижу, как у кого-то из них вдруг загораются глаза, как в его голове что-то щёлкает, когда непонятные символы складываются в понимание, вот тогда я понимаю: это важно. Это не просто знание. Это процесс, который учит думать. Стив Джобс однажды сказал, что программирование учит человека думать. Да, он прав. Это развивает ум, точность, учит терпению, учит ошибаться и находить новые пути. А значит, учит жизни.
С 2015 года я автор учебников по информатике и цифровой грамотности для издательства «Алматыкітап баспасы». Написал уже более тридцати учебников на казахском и русском языках и с гордостью могу сказать, что я первый в Казахстане, кто создал учебники по информатике на казахском. И взялся за это не ради славы или наград, а чтобы дети могли учиться на родном языке, чтобы они чувствовали себя уверенными, изучая сложное, зная, что оно изложено на языке их родителей, языке их культуры.
Учителям, моим коллегам, я хочу сказать: не бойтесь новых тем и подходов. Мы не просто передаем знания – мы готовим поколение к жизни. Пусть дети задают сложные вопросы, пусть спорят и сомневаются. Это нормально. Это путь их взросления. Мы сами прошли этот путь, учась через собственные ошибки и открытия. Давайте будем рядом с ними в их поисках, поддерживая, но давая свободу.
И к вам, журналисты, кто освещает наш мир, чьи глаза и камеры наблюдают за тем, как меняется наша школа, как обновляются программы. Помните, что мы не просто выпускаем учебники. Мы создаём инструменты, которые изменят страну. Мы строим мосты в будущее, на которых каждый ребёнок сможет уверенно шагать.
Эти учебники не просто печатные страницы, не просто задачи. Это путь, который ведёт от одного поколения к другому, от знаний к пониманию, от простого к сложному. Мы вложили в них наше сердце, наши надежды и веру в детей, в их способность понять, освоить, выйти за рамки.
Пора всем понять, что книга, учебник – это не просто набор страниц, это мудрость, источник знаний, который мы должны беречь, любить. Нужно уважать учебники и авторов учебников, потому что это большой, серьёзный труд.
Вот так и проходил прессзавтрак. Журналисты и блогеры задавали вопросы, слушали и обсуждали мнения, а педагоги, работающие с учебниками, делились мнениями. В зале царила особая атмосфера и происходило открытое, подлинное общение. Журналисты прониклись важностью, глубокой ответственностью и самоотдачей авторов, со своей стороны отметили необходимость чаще писать об авторах казахстанских учебников, показывать их внутренний мир, миссию и страсть к делу.
P.S. «Алматыкітап» подал пример активных форматов коллаборации со СМИ. Редакция газеты «Білімді ел – Образованная страна» со своей стороны всегда готова информационно поддерживать вопросы издания учебников, деятельности отечественных книжных издательств, популяризации талантливых авторов учебников, новинок книжной полиграфии!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...