Школа равных возможностей

В Казахстане инклюзивное образование становится важной частью системы образования, и общеобразовательная школа №63 г. Алматы – одна из наиболее активно поддерживающих этот процесс. Школа в рамках Дорожной карты и Программы развития г. Алматы создала Центр компетенций, который помогает 15 школам Бостандыкского района создавать инклюзивную образовательную среду. Семинары, мастер-классы, тренинги для учителей, внедрение разработок индивидуальных образовательных программ, адаптированных методов обучения – всё это на базе 63-ей успешно реализуется.

Директор школы Гульнара Актымбаева: Первая задача – ввести в социум!

– В нашей школе учится 1161 ребёнок, из них 45 – с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование у нас внедрено с 2017 года. В том же году в школе открылась служба психолого-педагогического сопровождения детей с такими потребностями. В службе работают психолог, логопед, специальный педагог, 17 педагогов-ассистентов. В школе созданы условия для комфортного пребывания детей с ООП, функционирует служба психолого-педагогического сопровождения. Служба оказывает поддержку, участвует в адаптации учебного процесса обучающихся, а также ведёт активную работу с родителями.

 Дети учатся наравне со всеми другими учениками в общеобразовательных классах. Мы с самого начала ставим себе задачу ввести ребёнка с особыми образовательными потребностями в социум, пристально наблюдаем за ним, его способностями, особенностями и далее подбираем индивидуальную адаптированную программу. В 2017 году в семи школах Алматы было введено 7 пилотных школ по инклюзии, мы стали опорной школой по Бостандыкскому району. Да, было сложно на начальном этапе, мы изучали любой передовой опыт, в том числе России, Беларуси, дальнего зарубежья. Брали, черпали отовсюду по крупицам опыт, адаптировали его у себя и вначале мелкими, а потом и более уверенными шажочками, могу с гордостью сказать, пришли к определённому результату. И главное тому доказательство – наши ученики, есть выпускники, которые поступают не только в колледжи, но и в вузы. Например, сейчас в школе учится девочка с аутизмом – круглая отличница.

Экскурсия по школе впечатлила

Я посмотрела выставку картин, авторы – ученики с особыми образовательными потребностями. Пейзажи, натюрморты, портреты – красивые, яркие, жизнерадостные, позитивные! Много изделий прикладного искусства. Стоит отметить, к совместному творчеству педагоги привлекают и родителей, тем самым оказывая и им психологическую мотивационную поддержку. Школьников учат национальной игре тогызкумалак. В школе обязательно есть уголки отдыха, в которых дети, если устали, могут просто полежать, поиграть, поспать. Тут я вспомнила школы Сингапура, Японии, где для инклюзивных учеников есть такие места релаксации и отдыха. Думаю, это один из очень полезных перенятых зарубежных опытов! Нельзя, чтобы дети утомились и им негде было бы «приткнуться» на некоторое время для восстановления сил и энергии. Также я побывала в небольшой, уютной оранжерее – более 300 комнатных растений, все прекрасно растут, за ними тщательный уход, отличный воздух в помещении, и главная фишка – здесь всегда тихо звучит расслабляющая, приятная слуху классическая музыка.

Инклюзивная академия

Понятие «инклюзивное образование» закреплено в Законе РК «Об образовании», гарантируя права всех детей на получение образования, с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. К сожалению, наблюдается ежегодный рост числа детей с особыми образовательными потребностями, по данным Министерства просвещения Республики Казахстан, в 2024 году – 203 тыс., для сравнения: в 2023 году – 185 тыс.

В соответствии с Законом РК «Об образовании», а также Государственной программой развития образования и науки на 2016-2019 годы, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года №205 Приказом Управления образования г. Алматы от 10 августа 2017 года №285, школа начала реализацию инклюзивного образования.

– Как и любое новое начинание, реализация инклюзивного образования сопровождалась определёнными трудностями, – отмечает Гульнара Орашевна. – Для нашего педагогического коллектива было важно выстроить систему сопровождения детей с ООП. С января 2024 года в рамках Дорожной карты и Программы развития города Алматы в 16 школах города работают центры компетенций «Инклюзивная академия». Наша школа является центром компетенций для школ Бостандыкского района. Центр компетенций проводит обучение и повышение квалификации педагогов района, адаптацию учебного процесса, ведёт разъяснительную работу и поддержку родителей детей с ООП. Также педагогами школы разработана Программа развития школы на 2023-2028 годы. Её цель – внедрение учебного материала и методик под конкретные потребности детей с ООП.

Учителя и их любимые ученики

С момента начала обучения детей с особенными образовательными потребностями учителя 63-ей школы начали проходить курсы повышения квалификации, на данный момент эта цифра достигла 90% от общего количества учителей. Это позволяет им применять приобретённые навыки в адаптации учебных программ и эффективном взаимодействии с обучающимися. Педагоги школы не устают восхищаться успехами своих учеников с ООП, которые стали важной частью жизни этой школы. Благодаря созданию инклюзивной образовательной среды и систематической поддержке каждый из школьников получил возможность раскрыть свои таланты и способности. Дети не только успешно осваивают школьную программу, но и активно участвуют в жизни школы, принимают участие в концертах, театральных постановках и выставках, конкурсах, показывая свой потенциал.

В прошлом году ученица 9 «Б» класса Мухамедиева Милана заняла первое место в городском фестивале детского творчества «Айналайын», ученица 5 «Б» класса Бостанова Алина награждена дипломом 1 степени творческого конкурса «Күн сәулелі Қазақстан», а ученик 8 «Б» класса Пивцов Дамир стал лауреатом республиканского конкурса рисунков. Эти достижения – результат не только их личных усилий, но и помощи педагогов и родителей.

Одним из специальных условий, которую школа создала для детей с ООП, является кабинет психолого-педагогической поддержки. В школе имеется три таких кабинета, они оснащены всей материально-технической базой, имеются зоны для коррекционных учебных индивидуальных и групповых занятий. «Наша школа готова и дальше совершенствовать работу по реализации инклюзивного образования, привлекая новых специалистов, обучая педагогов и расширяя возможности для детей с особыми образовательными потребностями», – подчеркнула с полной уверенностью директор школы Гульнара Актымбаева.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Алматы – Астана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий