Пока на стадии обсуждения…
Новость о возможном введении новых правил по госзаказу в частных школах вызвала широкий резонанс среди предпринимателей в этом сегменте образования. В Казахстане в целом порядка 8800 школ, из них 10% (более 800) – частные. В них учится порядка 300 тыс. детей, или 7-8% от общего контингента учеников страны. Как видим, цифры внушительные, стало быть, тема важна для немалого числа предпринимателей в сфере образования, родителей, учеников.
«Мы как ответственные предприниматели в своё время взяли кредиты по программе «Даму», построили здания, некоторые арендуют за высокую плату, и сразу же вопрос оплаты государственного заказа стал ключевым, – отмечает в своём блоге известная предприниматель в образовании столицы Динара Кудайкулова. – Считаем, что намечаемые введения важно согласовать с Национальной палатой предпринимателей, с ассоциациями, Общественным советом МПРК и всем частным сектором образования».
– Действительно, это очень актуальный вопрос, потому что касается судьбы немалого числа частных школ по стране и особенно Астаны и Алматы, где сосредоточено максимальное количество этого сегмента рынка образовательных услуг, – говорит Нурмухаммед Досыбаев, старший партнёр консалтинговой фирмы BDP Education. – Предвещая вопрос, а не заинтересованное ли я лицо и выражаю обеспокоенность за частную школу, в которую «деньги идут за учеником», говорю «нет», у меня нет школы, куда я получал бы госзаказ.
Как известно, введение подушевого финансирования в своё время во многом разрешило проблему острой нехватки школ, двух-трёхсменок, поскольку у предпринимателей появился стимул открывать школы. Стали открываться школы пусть не как «грибы после дождя», но всё же процесс пошёл активно. Кто-то пошёл на кредитование бизнеса, строительство зданий. Кто-то строил и строит с нуля здания, кто-то провёл реконструкцию в уже стоящих зданиях и адаптировал под учебное заведение, а кто-то вошёл в аренду помещений. Третья категория предпринимателей – это наиболее уязвимая часть, среди них много энтузиастов, кто решил начать вести школу «своей мечты», внедрять свои авторские методики. Надо полагать, все работали и работают законно, платят налоги, имеют разрешения СЭС и так далее. Деньги ведь идут за учеником, где не только хорошие учителя, а где государство чётко регламентирует и требует соответствие всем требованиями стандартов и безопасности школьников. При этом частные школы, чтобы конкурировать с государственными, вынуждены платить более высокие зарплаты педагогам и сотрудникам. Снижение оплаты до 250 МРП очевидно снизит стимулы бизнеса и инвесторов. Зачастую, ведя ребенка в частную школу, родители не вникают в экономические расклады, а они включают в себя целый ряд расходов: аренда или кредиты, содержание здания, зарплата учителей, персонала, коммунальные услуги, закуп учебников, повышение уровня учителей и так далее. Примерно 7-8% всего казахстанского учительства работают именно в частных школах.
– Считаю, что нельзя делать быстрых как снег на голову решений относительно снижения до 250 МРП, надо обсуждать, и если объявить об этом сейчас, то введение новых правил можно ставить на реальные дедлайны, например, через три-четыре года, скажем, к 2028-2029 годам, – считает Нурмухаммед Досыбаев. – Но никак не с начала предстоящего нового года. Быстрые решения могут привести частный сектор школ к их банкротству.
По мнению эксперта, школы не смогут быстро сориентироваться при новой системе финансирования, это вызовет растерянность тех, кто их содержит и кто в них работает. А поскольку затраты меньше не станут, для того чтобы выжить и сохранить планку качества, неизменно вырастет сумма оплаты и ляжет на плечи родителей: «было бы целесообразно провести необходимое исследование по данному важному вопросу, поставить в известность родительское сообщество через опрос, насколько оно готово к изменению ценовой политики школ, куда привыкли ходить их дети».
При любом раскладе, вопрос возник, и он вызывает беспокойство у всех, кто работает в сфере частного школьного образования. Мы все должны мыслить масштабно, в интересах прежде всего государства, которое во главе с Президентом К.К.Токаевым придаёт огромное внимание улучшению качества образования, посмотрите, сколько школ строится, какая мощная поддержка учительства, мы все стремимся и идём по пути высокоинтеллектуальной нации. По пути к этой большой цели возникают различные вопросы, и их надо просто хорошо продумать, посоветоваться с обществом, родителями, участниками рынка и, взвесив все за и но, принять самое мудрое решение. Чтобы и школы поддерживать, и бизнес, и родителей, и, главное, знания учеников, неважно, в какой школе они учатся – государственной или частной. Все школы наши, казахстанские, и важно, чтобы они не выживали, а полноценно, самодостаточно учили детей, во имя процветания государства.
Редакция готова продолжить «тему дня», пригласить к разговору всех заинтересованных лиц, публиковать различные конструктивные мнения, и если есть желающие выйти в диалог, в ближайшее время провести об этом беседу с экспертами в сфере образования на подкасте нашего медиаресурса «Бiлiмдi ел – Образованная страна».
В первую очередь мы обязательно в следующем номере газеты хотели бы опубликовать интервью или комментарии в рубрике «Компетентное мнение» с представителями нашего Министерства просвещения: насколько беспокойство представителей частного школьного образования обосновано, на какой стадии обсуждение или разработка новых правил и в целом так ли страшен черт, как его малюют….
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...