Независимая аккредитация организаций образования в Казахстане: история и перспективы
Рады приветствовать вас в студии Shakarim, где мы продолжаем серию подкастов, посвящённых ключевым вопросам системы образования в Казахстане. Сегодня мы затронем особенно актуальную тему – аккредитацию организаций образования: зачем она нужна, какую роль играет в обеспечении качества и какие возможности открывает для образовательных организаций.
Вместе с нашими гостями – ведущими экспертами в сфере оценки качества образования – мы сделаем экскурс в историю введения независимой аккредитации в Казахстане, разберём, почему аккредитация становится всё более востребованным инструментом в условиях растущего частного сектора образования, какое значение она имеет для международного признания казахстанских школ и детских садов.
Сегодня я с большим удовольствием представляю наших спикеров: кандидат исторических наук, доцент Аймен Молдагалиевна МАМЫРХАНОВА, стояла у истоков введения независимой аккредитации в Казахстане, в разные годы работала в Национальном аккредитационном центре, Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, в Национальном научно-практическом центре физической культуры и др., Гульнара Кундаковна КУСИДЕНОВА, эксперт в сфере оценки качества образования, Национальный эксперт Всемирного банка, педагог со стажем более 30 лет, аналитик, руководитель МАНАоКО.
– Аймен Молдагалиевна, расскажите, почему в Казахстане возникла необходимость создания национальной системы аккредитации?
– Необходимость развития национальной системы аккредитации в Казахстане была обусловлена следующими причинами:
1) Для выполнения соглашений ЕврАзЭС и СНГ, в соответствии с которыми взаимное признание дипломов организаций образования проводилось только для выпускников аккредитованных вузов и колледжей.
2) Для защиты прав граждан РК на образование за рубежом и трудоустройства на международном рынке труда граждан Казахстана: согласно международной практике вуз должен пройти аккредитацию в своей стране, в противном случае его дипломы, даже государственного образца, за рубежом не признаются, в этом случае выпускники наших вузов не смогут продолжить своё обучение в других странах.
3) Для интеграции системы высшего и послевузовского образования Казахстана в Болонский процесс: наличие процедуры аккредитации высших учебных заведений – обязательное условие для вхождения в Европейскую зону высшего образования.
4) Для сотрудничества с международными сетями по качеству образования для обмена информацией и разработки сопоставимых критериев и процедур: Казахстан участвует в международных сетях по гарантии качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий.
5) Для повышения качества образования в интересах удовлетворённости качеством образовательных услуг граждан, общества, государства и для обеспечения международной конкурентоспособности отечественной системы образования.
6) Для стимулирования мобильности студентов и преподавателей: система аккредитации необходима для минимальной степени сопоставимости уровней образования и качества подготовки выпускников вуза.
Вопросы аккредитации нашли отражение в ст. 58 гл. 8 «Аккредитация организаций образования» Закона РК «Об образовании» (2007 г.). В данной статье Закона были обозначены формы осуществления аккредитации (институциональная и специализированная), а также право вузов на прохождение международной аккредитации в имеющих международное признание зарубежных агентствах. Также были утверждены Правила аккредитации организаций образования (Постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 г. №1385) и Инструкция по организации и проведению аккредитации организаций образования (Приказ МОН РК от 5 марта 2008 г. №109).
– Аймен Молдагалиевна, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом в реализации государственной политики независимой аккредитации в Казахстане?
– Для реализации задач национальной системы оценки качества образования был создан Национальный аккредитационный центр (НАЦ) в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2005 года №405 «О некоторых вопросах Министерства образования и науки Республики Казахстан». Основными направлениями деятельности были проведение институциональной и специализированной аккредитации, разработка согласованных критериев и процедур аккредитации, осуществление процедуры признания и нострификации документов об образовании, участие в международных программах по обеспечению качества.
В связи с официальном присоединением Казахстана к Болонскому процессу 10 марта 2010 года и в рамках реализации п.п. 151-155, 171 Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (I этап) НАЦ был реорганизован в Центр Болонского процесса и академической мобильности. При МОН РК созданы Реестр аккредитационных органов в сфере образования и Реестр аккредитованных организаций образования и образовательных программ по аналогии с Европейским реестром агентств гарантии качества высшего образования (EQAR) для сохранения контрольных функций государства в лице центрального органа, в т. ч в части деятельности зарубежных аккредитационных агентств на территории Казахстана.
Вузы получили возможность проходить национальную институциональную и специализированную аккредитацию в некоммерческих неправительственных аккредитационных организациях, в том числе агентствах.
– Аймен Молдагалиевна, можете рассказать, какие ключевые документы разработал Национальный аккредитационный центр?
– Национальным аккредитационным центром были разработаны и изданы:
- Государственные стандарты по институциональной аккредитации.
- Стандарты институциональной аккредитации медицинских вузов.
- Положение о внешней экспертной комиссии с приложением «Кодекса чести эксперта НАЦ МОН РК».
- Положение об Аккредитационном совете.
- Методическая литература по организации и проведению аккредитации, руководство к посещению вуза, руководство по проведению самооценки вуза.
– Гульнара Кундаковна, в мае на Республиканском форуме для организаций дошкольного образования «KIDS AND INNOVATION: ИДЕЯ. ДАМУ. КРЕАТИВ», который прошёл в Астане, живой интерес вызвала тема по аккредитации дошкольных организаций. Почему эта тема была заявлена на таком масштабном мероприятии?
– Действительно, республиканский форум, организованный Министерством просвещения совместно с Управлением образования города Астаны, впервые масштабно с фокусом на систему дошкольного образования заявил о проблемах, инновациях, новаторских подходах педагогов и руководителей дошкольного образования. Можно сказать, впервые на национальном уровне дошкольные организации и другие стейкхолдеры сферы дошкольного образования самостоятельно на своей площадке обсуждали спектр актуальных вопросов, судя по количеству спикеров и темам выступлений, которые заслуживают отдельного внимания общественности и государственных органов. Ведь сегодня дошкольное образование предоставляют не только государственные дошкольные организации, конкуренция на рынке образовательных услуг серьёзно растёт в секторе частного дошкольного образования. Согласно данным Национального центра исследований и оценки образования «Талдау» по состоянию на 2024 год из порядка 11 тысяч дошкольных организаций более 50% представлены частными организациями дошкольного воспитания и обучения. И это вполне логично, потому что благодаря государственной политике в сфере дошкольного образования были созданы безбарьерные условия для становления и развития частного дошкольного образования. Например, дошкольное образование все эти годы не лицензировалось, а был только уведомительный порядок, согласно которому детские сады или мини-центры уведомляли о начале осуществления своей деятельности. Частные дошкольные организации наравне с государственными детскими садами имеют право получать государственный заказ.
Сегодня мы констатируем, что детские сады стали расти как грибы после дождя, и, соответственно, этот уровень образования оказывает своё воздействие на всю систему образования в Казахстане. Дошкольное образование – это тоже живой организм, он особенный, потому что в нём мы лепим ещё гибкого, ещё открытого, ещё любознательного, ещё чуткого, ещё счастливого «почемучку», чтобы ему было легче справляться на последующих уровнях образования и этапах развития как личности. Поэтому «почемучка» не мыслит себя без игры, без открытий, без приключений, без развития, без креативных идей. Из выступлений спикеров форума мы увидели, как много опыта, педагогических идей и подходов, экспериментов, исследований, практик накопилось в дошкольном образовании, чтобы делиться с коллегами и демонстрировать мастерство.
На мой взгляд, о том, как развивается система дошкольного образования, с какими вызовами ей приходится сталкиваться, какой вклад она вносит, какие перспективы и возможности для неё открываются и что она заявляет, все эти вопросы, безусловно, интересны, полезны и актуальны для профессионального сообщества, родителей, других стейкхолдеров.
Что касается детских садов, я бы хотела отметить поддержку и понимание со стороны Департамента дошкольного образования Министерства просвещения о значимости и необходимости перехода дошкольных организаций на аккредитацию, потому что такое разнообразие образовательных программ и количество детских садов подразумевает актуальность данного вопроса. Поэтому инициатива МАНАоКО выступить на республиканском форуме в Астане была поддержана и разделена руководством профильного министерства, безусловно, предстоит ещё большая работа.
– Гульнара Кундаковна, в последние годы мы наблюдаем разнообразие частного сектора образования, начиная от дизайна здания и инфраструктуры до уникальных учебных программ, которые для многих уже стали визитной карточкой. Например, школы БИЛ, НИШ и другие. Помню, находясь в зарубежных командировках, где мы посещали разные организации образования, запомнила, какие оригинальные архитектурные и дизайнерские решения были реализованы, чтобы раскрыть природный потенциал ребёнка, насколько правильно выстроены коммуникации между педагогом и ребёнком, административным персоналом, родителями, в какой тёплой и дружеской образовательной среде обучается и воспитывается ребёнок. Впечатлил образовательный опыт Японии, Сингапура, Малайзии, где все процессы, будь то школа или детский сад, направлены, с одной стороны, на академическую успеваемость, а с другой стороны, на благополучие и безопасность детей. Дисциплина и поступательное движение в сторону улучшения, которой придерживаются педагоги, администрация школ или детских садов, обучающиеся. Хотелось бы, чтобы наши организации образования заявляли о себе, чтобы и наш образовательный опыт перенимали и показывали миру. Как думаете, это возможно?
– Казахстанское образование становится узнаваемым благодаря таким мероприятиям, как участие казахстанских школьников в международных олимпиадах и конкурсах, выпускники казахстанских школ поступают учиться в зарубежные вузы, в том числе и благодаря международной стипендии «Болашак». Международные сопоставительные исследования, такие как PISA, TIMSS и другие, также вносят значительный вклад в повышение узнаваемости системы образования страны. И здесь мы больше говорим о страновом уровне. А как организация образования со всеми своими педагогами, обучающимися, инфраструктурой, подходами и методиками и ещё множеством всего может быть представлена и заявлена как на национальном, так и на международном уровне? Ответ очевиден: только через признание и через аккредитацию.
Ведь за каждым успешным учеником стоит команда профессиональных педагогов, для которых администрацией/учредителями школы или детского сада созданы благоприятные условия для преподавания и обучения, где на системном уровне выстроены все процессы, обеспечена устойчивая система качественного образования, и об этом нужно заявлять. Сегодня о том, что в такой-то школе или детском саду реализуются инновационные образовательные программы, или, к примеру, что в школе города Шымкента есть уникальные педагоги, которые готовят детей к таким-то видам олимпиад, нигде не пишется. Если даже и есть, то это больше фрагменты из новостей или презентаций самой школы, которые на страновом уровне в официальных источниках не представлены. Например, совсем недавно ко мне обратились знакомые, которые находятся в поиске школы для своего ребёнка. Они спрашивают меня, в какую школу отдать, есть ли какие-то сравнительные метрики для школ, чтобы можно было составить впечатление о школе, я имею ввиду как образовательном учреждении с высоким уровнем качества образования. И знаете, я не смогла ему помочь, потому что такого рейтинга школ, который проводился бы в Казахстане и который был бы доступен родительской общественности, нет. И поэтому одна из причин, почему школам или детским садам нужно заходить на аккредитацию, это чтобы быть признанными и узнаваемыми на рынке образовательных услуг. Чтобы родители, выбирая школу, имели возможность выбора на основе профессиональной внешней оценки и рейтинга, которую проводит аккредитационный орган. Благодаря аккредитации не только частные, но и государственные школы могут заявить о себе в мировом образовательном пространстве, и такую возможность даёт наше агентство МАНАоКО. Мы на основе аккредитации составляем не только рейтинг школ, но и рейтинг педагогов, что даёт возможность учителям тоже быть признанными, и это дополнительный плюс в портфолио педагога для его профессионального роста.
– Гульнара Кундаковна, чем больше мы рассуждаем об аккредитации как инструменте признания качества образования, тем больше возникает соблазна спросить, зачем вообще детскому саду или школе проходить аккредитацию? Это же добровольная процедура – в чём реальная ценность? И есть ли опыт школ/детских садов в этом вопросе?
– 3 мая благодаря поддержке руководства и педколлектива «Авторской школы Жании Аубакировой» состоялась живая дискуссия, опыт прохождения аккредитации, в которой участвовали представители частных школ. Почему частные? Это объясняется тем, что в частном секторе среднего образования есть школы, которые достаточно устойчиво демонстрируют свою состоятельность в образовательной нише и которым есть чем поделиться. Ведь именно частные школы имеют возможность не только предоставлять образование в рамках ГОСО, но и создавать свои авторские программы, программы дополнительного образования, новаторские методики обучения, совместные международные программы, которые выходят за пределы установленных государством стандартов образования. Управленческий опыт, успешное выстраивание бизнес-процессов, партнёрское взаимодействие с родительским сообществом, высокие академические показатели в частных школах/детских садах могут быть хорошим показателем эффективности не только в стенах одной школы. Примеры инновационных практик таких организаций образования должны стать полезными, за которыми могут следовать и другие школы или детские сады. Но если опыт официального признания на институциональном уровне у школ/детских садов отсутствует, то вся инновационная образовательная практика так и остаётся в стенах организации образования не востребованной со стороны государства и профессионального сообщества и родителей.
Наличие аккредитации даёт возможность организациям образования войти в Реестр аккредитованных организаций образования Министерства просвещения Казахстана, что подразумевает признание качества образования уполномоченным органом провайдеров образовательных услуг. Кроме того, аккредитованные школы и детские сады могут претендовать на получение государственного образовательного заказа. А школы, прошедшие международную аккредитацию, могут выдавать казахстанский аттестат о завершении школы и международный сертификат зарубежной школы, что даёт дополнительные возможности для выпукников школ поступать в ведущие зарубежные вузы. Мы, например, как аккредитационный орган приветствуем проведение совместно с американским аккредитационным органом международной аккредитации, что позволит выпускникам казахстанских школ поступать в американские вузы при наличии международной аккредитации школы.
– Гульнара Кундаковна, понимая, что всё новое настораживает и сопровождается определённой тревожностью, можно ли как-то снять эти сомнения? Возможно, что школы или детские сады имеют некий страх не соответствовать стандартам аккредитации, ведь, как вы говорите, качество образования должно быть на порядок выше, нежели при прохождении государственной аттестации?
– Несмотря на то, что аккредитация добровольная, её ценность намного глубже, чем просто «галочка» в документах. Это инструмент развития. Когда детский сад или школа проходит аккредитацию, они получают независимую профессиональную оценку того, как работает система от образовательных программ до управления и безопасности.
Аккредитация позволяет:
- Увидеть свои сильные стороны и использовать их как конкурентное преимущество.
- Выявить зоны роста и получить конкретные рекомендации, как их улучшить.
- Подтвердить доверие со стороны родителей, особенно в частных учреждениях.
- Укрепить репутацию, ведь аккредитованное учреждение воспринимается как более стабильное и ответственное.
И что особенно важно, эта процедура не про «проверку с наказанием», а про партнёрство и развитие, чтобы после аккредитации школа или садик могли сказать: «Мы стали лучше».
Наши визиты и встречи в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях показали, что не только частные, но и государственные школы, в частности, гимназии, лицеи и детские сады, проявляют интерес к аккредитации и в настоящее время изучают правовую сторону данного вопроса.
– Дорогие слушатели, уважаемые спикеры, благодарю всех за участие в нашем подкасте, где мы обсудили важную и перспективную тему аккредитации дошкольного и среднего образования в Казахстане и сделали исторический экскурс становления и развития аккредитации в Казахстане.
Мы начали с обсуждения истоков становления системы независимой аккредитации в высшем образовании, затронули актуальность вопросов качества и развития дошкольного образования во время Республиканского форума «KIDS AND INNOVATION: ИДЕЯ. ДАМУ. КРЕАТИВ», а также среднего образования в ходе региональных совещаний с организациями дошкольного и среднего образования Западно-Казахстанской и Акмолинской областей. Сегодня более 50% детских садов в стране являются частными, и в условиях отсутствия лицензирования аккредитация может стать ключевым инструментом обеспечения качества и признания.
Как отметили наши спикеры, аккредитация – это путь к официальному признанию образовательных организаций, включая как школы, так и детские сады, не только на национальном, но и на международном уровне. Это особенно важно в условиях, когда у родителей нет доступного механизма объективной оценки качества школ, а сами школы нуждаются в инструментах для демонстрации своих достижений.
Частные школы, как правило, более активно участвуют в аккредитации, поскольку обладают гибкостью в реализации авторских программ и инновационных подходов. Аккредитация даёт им не только признание, но и возможность участвовать в государственном заказе, а при международной аккредитации – выдавать выпускникам двойные аттестаты. Всё больший интерес к аккредитации проявляют и государственные дошкольные организации и школы, отмечая важность качества образования и формирования её культуры внутри самой организации образования.
Главный вывод:
Аккредитация – это не просто формальность, а реальный инструмент повышения качества, признания и развития образовательных учреждений. Она открывает двери к новым возможностям как для организаций, так и для учащихся и
родителей.
