Саясат НУРБЕК: Study In Kazakhstan. Казахстан должен стать региональным хабом высшего образования

Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек стал гостем подкаст-студии медиаресурса «Білімді ел – Образованная страна» и дал подробное, эксклюзивное интервью его основателю и редактору Ляззат Туркестановой. С 2022 года Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан проводится системная работа по формированию статуса Казахстана как регионального академического и научного хаба. Развёрнутая ведомством широкомасштабная работа под общим девизом Study in Kazakhstan успешно продвигает национальные интересы, превращая страну в активного игрока на глобальной карте развития. За довольно короткий период достигнуты серьёзные результаты, десятки престижных зарубежных университетов открыли свои филиалы в нашей стране. Идёт и параллельный процесс: открываются филиалы наших университетов за рубежом. Подвести промежуточные итоги этой большой работы по наращиванию кадрового и научного потенциала страны, созданию дополнительных драйверов экономического роста и укрепления позиций Казахстана в глобальной академической среде мы и попросили Саясата Нурбека.

– Саясат Нурбекович, международное сотрудничество в современной государственной политике – это не просто дипломатия и обмен опытом, а стратегический инструмент устойчивого развития и технологического прорыва. У вас безусловный огромный опыт в очень многих стратегических направлениях, скажите, «Study in Kazakhstan» – «Учись в Казахстане» наверняка подразумевает целый ряд аспектов и, соответственно, направлений этого стремительно воплощающегося в реальность проекта. Давайте расскажем о его сути, целях и уже достигнутом.

– Ляззат Максутовна, я благодарю вас за приглашение на подкаст, поздравляю «Білімді ел – Образованная страна» с открытием новой, уютной студии – темы поднимаем сегодня очень важные, актуальные, и я готов дать ещё серию интервью по значимым аспектам, планам развития науки, высшего образования, вузовской сферы страны. Действительно, важно выступать, рассказывать, доводить суть той большой работы, которую наше МНВО реализует по поручению Главы государства К.К. Токаева. Сегодня есть чёткое понимание того, что всё начинается в первую очередь с повышения качества высшего образования и его интеграции в мировое пространство. Это основа в формировании роли государства как академического хаба. Для чего это нужно? Сегодня в мире происходят очень интересные процессы. За последние 50 лет происходит, скажем так, ломка устоявшегося миропорядка в сфере высшего образования, связанная с разными политическими и прежде всего миграционными процессами. Идёт огромная деторождаемость. В Казахстане только в 2020, 2021, 2022 -х годах родилось почти 1,5 млн детей. В Узбекистане в год рождается почти 1 млн детей, в Пакистане – 5 млн детей. Только в Индии 650 млн людей младше 25 лет, которые нуждаются в высшем образовании. 8 млрд 228 млн проживает в мире по последним данным ЮНЕСКО,  из них лишь 254 млн человек имеют полноценный доступ к высшему образованию. Почти 8 млрд человек в мире не могут получить образование или имеют совсем ограниченный доступ к нему. Рынок образования огромный: на евразийском пространстве от Западной Сибири до Индии живёт 2 млрд человек, из которых 1 млрд – молодые люди до 25 лет, и они нуждаются в образовании. Поэтому и прежде всего из интересов собственной страны мы можем и должны занять свою чёткую позицию академического хаба!

– В Казахстане вполне благополучная, комфортная возможность получать образование, и это большое благо, счастье – нашей молодёжи надо знать, понимать и ценить имеющиеся условия… И более того, мы можем обучать не только свою молодёжь, но и привлекать, приглашать, звать учиться у нас зарубежных студентов. Казахстан – вполне привлекательная страна для этого: открытая, гостеприимная, спокойная, толерантная…

– Безусловно. Есть ещё одна мировая тенденция: привычные традиционные академические хабы, такие как Америка, Великобритания, Канада и другие, сейчас ограничивают въезд иностранных граждан в том числе и для получения высшего образования. Приведу только два примера. В этом академическом году 71% студентов, поступивших в Канаду, не получили визы. Из 350 тыс. студентов этой же страны, уже успешно поступивших в вузы Великобритании, визы получили только 4 тыс. Как видим, ситуации преломляется, акценты расставляются по-новому, многие страны понимают, что хотели бы занять свою прочную академическую нишу и стать новыми хабами, успешны в этом плане Китай, Малайзия, Сингапур и ряд других стран. И это большая конкурентная среда на международном уровне. Какой выход для нас? Мы тоже хотим и становимся образовательным хабом. При этом делаем ставку на качество зарубежных вузов-партнёров. Те вузы, которые заходят в Казахстан, как минимум входят в ТОП-250 мировых рейтингов. Мы не стали делать, как некоторые страны, режим «открытых дверей» для любого желающего вуза, мы стали приглашать для открытия филиалов только сильные университеты. И второе – создали чёткий, точный пакет поддержки этим вузам в нашей стране. За последние три года Казахстан привлёк 40 ведущих зарубежных университетов-партнёров, с которыми реализуются как совместные образовательные программы, так и исследовательские проекты. Ведётся строительство современных кампусов, внедряются международные стандарты преподавания, оценки и управления. При этом особое внимание уделяется приоритетным для экономики Казахстана направлениям. Вторым важным направлением является сокращение оттока казахстанских студентов. Министерством определены зарубежные стратегические партнёры для всех региональных университетов страны, благодаря чему у казахстанских абитуриентов появилась реальная возможность получить образование международного уровня в своей области, не выезжая за рубеж. Такая альтернатива обучению за границей особенно важна в условиях стоимости зарубежного образования. Это снижает финансовую нагрузку на семьи и государство и одновременно повышает привлекательность региональных вузов.

Развитие академического туризма стало одним из ключевых экономических факторов. В 2024 году в Казахстан приехало более 31 500 иностранных студентов. Впервые их состав был преимущественно представлен молодёжью из стран Азии, что свидетельствует об изменении географии притяжения. Наибольшее число студентов прибыло из Индии (12 020 человек), России (более 3 000), Китая (2 100), Пакистана (1 192), Турции, Иордании, Германии, Южной Кореи и США. Это подтверждает востребованность казахстанского образования на пространстве Большой Евразии, где проживает более двух миллиардов человек, из которых свыше одного миллиарда – молодёжь до 25 лет. Казахстан позиционируется как страна, способная удовлетворить устойчивый спрос на качественное образование в этом макрорегионе.

Четвёртым направлением является углубление международного сотрудничества через участие нашей страны в глобальных механизмах признания квалификаций и дипломов. В этом году Казахстан планирует ратифицировать Токийскую конвенцию (Asia Pacific Regional Convention on the Recognition of Qualifications in Higher Education), что позволит значительно упростить академическую мобильность студентов и преподавателей, а также расширить возможности казахстанских выпускников, избавив их от необходимости прохождения сложных процедур переоценки дипломов. Это также обеспечит признание новых форм образования, таких как дистанционные и онлайн-программы, в международной академической среде.

Пятое направление связано с развитием научных исследований и технологического трансфера. На базе филиалов зарубежных университетов создаются совместные лаборатории и исследовательские центры, что открывает доступ к международным научным грантам. В качестве примера можно привести проект Kozybayev University в Петропавловске и Университета Аризоны (США), в рамках которого разрабатываются технологии переработки серы – побочного продукта нефтегазовой отрасли – в инновационные полимеры, применяемые в высокотехнологичных отраслях. Эта работа не только способствует развитию научной инфраструктуры, но и формирует устойчивую научно-промышленную экосистему в регионах.

Шестым элементом стратегии является продвижение международного имиджа Казахстана и формирование инструментов «мягкой силы». Благодаря развитию образования Казахстан укрепляет своё присутствие в мире не только как образовательная площадка, но и как культурный и научный партнёр. Так, в 2024 году в Пакистане была создана Ассоциация выпускников казахстанских вузов, председателем которой избран доктор Мухаммад Икбал Чаудри, выпускник КазНУ им. аль-Фараби и генеральный секретарь COMSTECH – Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям.

Казахстан выстраивает прочные культурные мосты с другими странами через совместные образовательные инициативы, превращая высшее образование в инструмент международного диалога и взаимопонимания. Открытие таких проектов, как Sorbonne-Kazakhstan, De Montfort Kazakhstan, филиал Московского государственного университета, мастерские Лу Баня, Институты Конфуция и французский центр Люмьер, способствует не только передаче академических знаний, но и формированию устойчивых гуманитарных связей. Эти учреждения становятся точками соприкосновения культур, создавая пространство для взаимного уважения, обмена ценностями и долгосрочного сотрудничества между Казахстаном и странами-партнёрами.

Важным направлением работы министерства является активное продвижение бренда Study in Kazakhstan через участие в международных образовательных выставках. В январе этого года Казахстан впервые представил свой национальный образовательный павильон на крупнейшей выставке Bett Show в Лондоне. В течение года выставки и презентации прошли также в Азербайджане, Пакистане и Китае. В ближайших планах – проведение аналогичных мероприятий в Монголии, Индии, Индонезии, Вьетнаме, Марокко и других странах.

Ещё одним важным элементом этой работы является проведение Форума стратегических партнёров, очередной раунд которого запланирован на 17 октября текущего года. Этот форум впервые был проведён в 2024 году и с тех пор стал ежегодным мероприятием, направленным на укрепление международных академических связей и выработку согласованных решений по развитию высшего образования и науки в Казахстане.

В форуме принимают участие руководители ведущих зарубежных университетов, представители международных рейтинговых агентств, а также топ-менеджеры транснациональных образовательных и технологических корпораций. Мероприятие служит площадкой для «сверки часов» между государством, академическим сообществом и глобальными партнёрами, позволяя координировать приоритеты, обмениваться опытом, формировать совместные инициативы и продвигать транснациональное сотрудничество. Регулярное проведение форума способствует укреплению лидерских позиций Казахстана как регионального центра знаний, инвестиций и талантов в сфере высшего образования.

Формирование Казахстана как регионального академического хаба является комплексной политикой, включающей образовательные, научные, экономические и имиджевые компоненты. Цель заключается в том, чтобы превратить академический туризм в полноценную экспортно-ориентированную отрасль, создать новые рабочие места, подготовить высококвалифицированные кадры, усилить роль Казахстана в глобальной академической архитектуре и утвердить его как надёжного партнёра в сфере образования и науки.

– Как происходит выбор зарубежного вуза-партнёра, базового вуза и того или иного региона для работы филиала? Появились ли уже в стране подготовленные филиалами специалисты, есть ли среди них те, кого остро не хватало нашей экономике?

– При выборе иностранного вуза учитывается его международный академический рейтинг (отдаётся предпочтение вузам, входящим в топ-250 международных рейтингов), соответствие его профиля экономике Казахстана, потребностям региона, в котором планируется открытие филиала. Что касается определения партнёра с казахстанской стороны, это вопрос инициативы наших университетов. В нескольких случаях вузы были выбраны Главой государства.

В рамках исследования по разработке региональных карт потребности в кадрах – Атласов новых профессий – проводится аналитический обзор по экономическим показателям региона, и на его основе совместно с местными исполнительными органами определяются приоритетные отрасли, по которым далее изучается потребность в человеческих ресурсах. В соответствии с региональной картой принимается решение по коррекции содержания образования и открытии филиала. Первый выпуск произведён De Montfort University Kazakhstan (Великобритания) в 2024 году. Выпускниками стали порядка 30 магистров по программам MBA, «Международные финансы и инвестиции», «Стратегический и цифровой маркетинг». В нынешнем году по этим послевузовским программам выпустится ещё десяток магистров. Первый выпуск по программам бакалавриата намечен на сентябрь 2025 года. Ожидается, что более 130 человек получат диплом британского вуза по направлениям «Бизнес и маркетинг», «Финансы и инвестиции» и др. Стоит отметить, что филиал De Montfort University Kazakhstan осуществляет свою деятельность исключительно на коммерческой основе, министерством не выделяются образовательные гранты.

В будущем году в Kozybayev University с филиалом Университета Аризоны будет первый выпуск. Выпускники также уже есть у ранее открытых филиалов: МГУ им. М.Ломоносова, работающего на базе ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, НИЯУ «МИФИ» – на базе КазНУ им. аль-Фараби. Выпускники зарубежных филиалов обладают международным уровнем подготовки, знанием иностранных языков и актуальными компетенциями, востребованными на глобальном рынке труда. Их образование сочетает международные стандарты и локальное понимание регионального контекста, что делает их ценными сотрудниками, особенно для транснациональных компаний и международных проектов. 

– Удалось ли решить все сопутствующие созданию филиалов вопросы: инфраструктура, обеспечение преподавателями, привлечение абитуриентов? Насколько это сложный процесс?

– Большинство филиалов открываются на базе казахстанских вузов, они по договорённости предоставляют свою материально-техническую базу, которая, как правило, уже прошла все необходимые проверки и соответствует требуемым нормам. Несколькими филиалами ведётся строительство современных кампусов. Часть открывшихся филиалов самостоятельно подбирали подходящее здание, проходили все необходимые процедуры согласования по эксплуатации помещения в образовательных целях.

В каждом отдельном случае до начала работы филиала в вузах прорабатывались и вопросы обеспечения квалифицированными преподавателями, так как выдача лицензии министерством осуществляется только после тщательной проверки всех документов на соответствие квалификационным требованиям.

Приёмная кампания также требует значительных усилий информационного характера и финансовых средств. Для информирования абитуриентов и родителей об открывшихся возможностях за прошедшие полгода мы провели большую работу по организации выставок Study in Kazakhstan в разных регионах страны. На сегодняшний день за рубежом открыто 5 филиалов казахстанских вузов. Филиал ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва в Ошском государственном университете (Кыргызстан) открыт в 2022 году. В рамках филиала реализуется 6 совместных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в том числе «Переводческое дело», «Иностранный язык: два иностранных языка». В настоящее время в нём обучается 85 студентов. Филиал КазНУ им. аль-Фараби в Кыргызстане (г. Бишкек) открыт в 2022 году. Первый приём студентов начался в 2023-2024 учебном году. В текущем учебном году в филиале обучается 774 студента по десяти образовательным программам, в числе которых «Биомедицина», «Компьютерная инженерия», «Иностранная филология (западные языки)», а также программа магистратуры «Менеджмент в образовании». Создание филиала Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова в городе Чирчик (Узбекистан) было начато в 2023 году. В августе 2024 года в Акорде состоялась официальная церемония открытия филиала в присутствии глав государств Казахстана и Узбекистана. В 2024-2025 учебном году начался учебный процесс. Сейчас в филиале обучается более 350 студентов по десяти образовательным программам бакалавриата, в том числе «Биотехнология», «Информационные системы», «Автоматизация и управление», «Транспорт, транспортная техника и технологии», «Электроэнергетика».

Совместный факультет информационных технологий ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва в Таджикском государственном университете им. Осмии (Таджикистан) был запущен в 2023 году. В 2024-2025 учебном году осуществлён первый приём студентов в количестве 20 человек. Первые два курса студенты проходят обучение в ТГУ, а последние два курса пройдут в ЕНУ, и по итогу обучения студенты получат диплом ЕНУ.

Филиал КазНУ на базе Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского (ОмГУ) был открыт по поручению Главы государства К.К. Токаева о создании филиала казахстанского вуза в одном из приграничных регионов РФ. Все необходимые работы для запуска филиала завершены: учебный корпус выделен, лицензия на ведение образовательной деятельности получена. На сегодняшний день идёт приёмная кампания, в сентябре начнётся первый учебный год. В филиале будут изучаться образовательные программы бакалавриата: «Международное право», «Казахская филология» (возможен пересмотр содержания и названия), «Таможенное дело», магистратуры: «Международное право», «Казахская филология» (возможен пересмотр содержания и названия). Филиал КазНУ им. аль-Фараби стал первым филиалом зарубежного вуза в Российской Федерации. Поэтому его открытие имеет историческое значение.

Открывая филиалы своих ведущих вузов за рубежом, мы показываем, что наша страна может экспортировать качественные образовательные услуги, транслируем наши культурные ценности и наращиваем академические связи, что также в конечном результате усиливает репутацию страны как интеллектуального и инновационного центра. Образование – это канал культурной дипломатии: привлекая иностранных студентов, Казахстан формирует новое поколение друзей и партнёров за рубежом.

В целом концепция Study in Kazakhstan направлена на то, чтобы сделать Казахстан привлекательным центром высшего образования для международных студентов. Чтобы конкурировать на глобальном рынке, мы делаем ставку на те специальности, которые востребованы во всём мире. В первую очередь это информационные технологии: программирование, кибербезопасность, искусственный интеллект, аналитика данных. Казахстан активно развивает цифровую экономику, и здесь мы можем предложить качественные образовательные программы. Второе направление – инженерные и технические специальности: энергетика, машиностроение, нефтегазовая отрасль. Это ключевые сферы для экономики страны, и у нас есть реальный промышленный потенциал. Третье – медицина и биотехнологии, особенно в контексте развития фармацевтики и глобального спроса на медицинские кадры. Также приоритетны направления по экологии и зелёным технологиям, международному бизнесу и логистике, туризму и сервису, а также педагогике и подготовке STEM-преподавателей.

Есть потенциал у Казахстана и в сфере гражданской авиации и подготовки кадров для новой, стремительно развивающейся технологичной сферы беспилотных авиационных систем.

Важно отметить, что развитие этих направлений идёт в связке с открытием филиалов зарубежных вузов. Более 85% всех их образовательных программ сконцентрировано на высокотехнологичных областях: искусственном интеллекте, компьютерной инженерии, кибербезопасности, ядерной физике, а также естественных и инженерных науках. Это позволяет локализовать лучшие мировые практики подготовки кадров и в то же время создать условия для формирования сильного внутреннего научно-образовательного потенциала. Всё это делает наше образование более доступным, современным и конкурентоспособным на глобальном образовательном рынке. В число приоритетных направлений, популярных среди иностранных студентов, сегодня входят медицина, педагогические науки, бизнес, управление и право, инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли, информационно-коммуникационные технологии. Уверен, в ближайшее время этот список будет расширяться.

– Расскажите о наших прямых конкурентах на этом рынке. В чём наши преимущества? Опыт каких стран, на ваш взгляд, наиболее ценен для нас? Как развиваются в этом направлении наши ближайшие соседи?

– В этом направлении ценный опыт у ОАЭ, Турции и Малайзии. Они развивают экспорт образования через международные кампусы, стипендии и партнёрства.

Китай и Южная Корея – ключевые конкуренты Казахстана в Азии. Китай привлекает сотни тысяч иностранных студентов за счёт стипендий, развитой инфраструктуры и активной культурной экспансии. Южная Корея делает ставку на высокое качество образования, сильный технологический имидж и глобальное продвижение через культуру и грантовые программы. Обе страны системно развивают образовательный экспорт. Их опыт – ориентир для Казахстана в построении конкурентного, привлекательного образовательного хаба.

Ценен и опыт наших ближайших соседей, например, активно развивается в этом направлении Кыргызстан. Этой относительно небольшой стране удаётся привлекать значительное число абитуриентов из-за рубежа.  Как отмечают эксперты, иностранных студентов в Кыргызстан привлекает низкая стоимость обучения.

Наша страна имеет свои неоспоримые преимущества для закрепления позиций регионального образовательного хаба – это культурная близость к странам СНГ, комфортность и безопасность пребывания, конкурентная стоимость и рост качества образования.

Казахстанские вузы привлекательны по целому ряду направлений, таким как мультиязычность (лингвистика), ИТ (наши специалисты востребованы в ИТ-гигантах), медицина (традиционно для студентов из Индии и Пакистана), ядерная энергетика (новые программы, будущий проект – возможность стажировки и трудоустройства), геология (есть опыт разработки нефтяных и иных месторождений).

Отдельно отмечу развитие мультиобразования, когда студент обучается по интегрированной программе сразу в нескольких странах или вузах. Мы внедряем двойные и совместные дипломы, стажировки в филиалах зарубежных университетов, дуальное обучение с промышленными партнёрами. Открытие филиалов зарубежных вузов призвано повысить не только качество подготовки кадров, но и, прежде всего, уровень образования в наших университетах. Отечественные вузы, на протяжении многих месяцев и лет работая бок о бок с зарубежными партнёрами, будут получать ценный опыт международной кооперации, внедрения передовых практик, не говоря уже о других немаловажных аспектах, таких как развитие научной составляющей вузов по опыту лучших мировых университетов, наращивание академических связей, привлечение международных студентов, профессоров, капитала.

Самостоятельные же филиалы зарубежных вузов, составляя конкуренцию, должны задать тренд казахстанским университетам на улучшение привлекательности.

От редакции: Подкаст с министром получился очень большой, развёрнутый, подробный, чтобы сократить время, часть вопросов спикеру мы «срезали», и в данной газетной версии невозможно уместить все моменты речи Саясата Нурбека, для этого мы размещаем кюар-код всего подкаста здесь на странице. Наведите камеру и посмотрите: очень содержательная и полезная информация для всех, кого интересует образование. Очень много в подкасте уникальной информации, интересных моментов, в том числе и об одном из последних достижений – истории открытия филиала в Казахстане престижного, мощного старейшего британского Cardiff University, входящего в Russel Group.

Отметим, министр подчеркнул, что филиалы могут быть лишь трендом, но полностью захватить рынок образования не смогут. Например, не все желающие поступить имеют достаточный уровень владения иностранным языком, а с ростом популярности филиалов требования к абитуриентам будут повышаться. Кроме того, есть ряд направлений подготовки кадров с национальной спецификой, в частности юриспруденция, педагогика, по которым филиалы не смогут составить конкуренцию.  Таким образом, филиалы должны оздоровить рынок высшего образования, способствуя повышению качества обучения и управления в наших университетах. Государство ещё в 2018 году предоставило нашим вузам академическую свободу, и мы могли наблюдать, как многие из них преобразовались за это время, улучшили свои позиции в национальных и международных рейтингах.

Чего мы можем ждать от проекта Study in Kazakhstan?  Наши главные ожидания – это, во-первых, увеличение количества иностранных студентов, особенно из стран Центральной Азии, СНГ, Южной и Восточной Азии, Ближнего Востока.

«Мы хотим, чтобы они видели в Казахстане не только территорию, но и качественную образовательную среду. Во-вторых, это укрепление имиджа страны как стабильной, безопасной и современной. Через образование мы формируем доверие, инвестиции, культурный обмен. В-третьих, мы ожидаем активного развития экспортного потенциала казахстанского образования, которое сегодня становится не просто гуманитарной, а высокомаржинальной экономической отраслью».

По данным экспертов, академический туризм обладает значительным мультипликативным эффектом: в среднем каждый иностранный студент создаёт около 1,3 рабочих мест в смежных отраслях, таких как жилищный сектор, общественное питание, транспорт, розничная торговля и услуги. Это означает, что только одна тысяча иностранных студентов потенциально обеспечивает занятость для более чем 1300 человек, способствуя развитию местной экономики и созданию устойчивых точек роста в регионах.  Согласно данным одной Национальной ассоциации иностранных студентов и академических программ обмена (NAFSA), в 2023-2024 учебном году иностранные студенты внесли в экономику США 43,8 миллиарда долларов США, способствовав созданию около 380 тысяч рабочих мест. В Великобритании академический туризм в 2022-2023 годах обеспечил экономике приток в размере 41,9 миллиарда фунтов стерлингов. Республика Корея, в свою очередь, реализует национальную стратегию Study in Korea 300K, нацеленную на привлечение 300 тысяч иностранных студентов к 2027 году.

Казахстан также движется в этом направлении, последовательно развивая академическую инфраструктуру, расширяя приём иностранных студентов и создавая условия для превращения высшего образования в источник экономического роста и занятости.

Ещё одним важным аспектом является привлечение международных партнёров: университетов, исследовательских центров, индустрии. Благодаря этому вузы смогут внедрять новые технологии, предлагать программы мультиобразования, выпускать специалистов мирового уровня. И наконец, интеграция в глобальную академическую среду – с помощью этой инициативы наши университеты укрепят свои позиции в мировых рейтингах и будут более активно участвовать в международных научных проектах. Таким образом, резюмируя интервью с министром, становится ясно: высшее образование является не только средством формирования интеллектуального капитала, но и реальным драйвером экономического роста, способным генерировать валютную выручку, налоговые поступления и усиление международного имиджа Казахстана как надежного и привлекательного образовательного хаба. Итак, Study in Kazakhstan – это наш выход в мир и одновременно приглашение миру прийти к нам..

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий