Саясат Нурбек: О текущем моменте и перспективах в сфере высшего образования

В августовской конференции в Алматы принял участие министр науки и высшего образования Саясат НУРБЕК. Выступая перед педагогическим сообществом, глава МНВО довёл до них самую актуальную информацию в вузовской сфере. Министр отметил высокие демографические показатели: к 2029 году в 1-ые классы Казахстана пойдут уже порядка 440 тыс. детей. Спрос на образование не только у нас, а во всем Центрально-Азиатском регионе будет только возрастать. Приводим тезисы из выступления министра.

Единая добровольная накопительная система «Келешек»

Стартовый капитал от государства составит 60 МРП, а ежемесячный родительский взнос – 1-3 МРП. Инвестиционный доход от банков второго уровня составит минимум 8%. Государственная премия – 5-7% (СУСН – 7%). Также будут предусмотрены монетарные меры государственной поддержки и иные. При участии в проекте с 6 лет и старше к 18 годам при минимальном взносе 3 МРП накопится 5,3 млн тенге. Используя накопления на образовательном счете + средства с Нацфонда при достижении 18 лет (3500 $), ребёнок может поступить в вуз или колледж, при недостаточности накоплений можно воспользоваться льготным образовательным кредитом/ дифференцированным грантом. Применение данного подхода позволит обеспечить 100% охват образованием, эффективное планирование и расходование родителем/студентом, оптимизировать расходы из госбюджета.

«Мамандығым – болашағым». Региональные карты потребности в кадрах

Для внедрения системы опережающего кадрового обеспечения реализуется проект «Мамандығым – болашағым». Приоритетные направления подготовки кадров и развития инноваций определяются с учётом региональной специфики в рамках данного проекта. Проект позволяет отслеживать и прогнозировать изменения на рынке труда и оперативно реагировать на них.

Кроме того, в образовательные программы вузов внедряются микроквалификации и minor-программы, позволяющие студентам осваивать квалификации в смежных областях, достаточных для выполнения отдельной трудовой функции.

Так, анализ образовательных программ показал, что для целевой подготовки кадров для работы в АЭС выпускникам программ «Техническая физика», «Ядерная физика» потребуются дополнительные компетенции, которые можно предлагать в рамках микроквалификации или minor-программы.

1Mentor – AI-платформа для анализа рынка труда

1Mentor – это платформа, разработанная QS, которая использует искусственный интеллект для анализа более 200 миллионов объявлений о вакансиях, чтобы выявить текущие потребности индустрии и дефицит навыков. Она предоставляет учебным заведениям данные для адаптации образовательных программ и карьерного консультирования, а студентам – рекомендации по развитию необходимых навыков и подбору соответствующих курсов для достижения профессиональных целей.

AI анализирует 200 млн+ вакансий и выявляет востребованные навыки. Подбирает учебные траектории для студентов. Адаптирует программы под рынок труда. Направляет студентов к лучшим возможностям. Подходит для любых образовательных программ.

Поручения Главы государства по развитию искуственного интеллекта. Подготовка кадров по ИИ

В сфере искусственного интеллекта (ИИ) принят межвузовский стандарт ИИ, разработаны 20 образовательных программ, такие как «Прикладной искусственный интеллект», «Инженерия ИИ и блокчейн», «Кибернетика и ИИ», «ИИ в медицине», «Искусственный интеллект и анализ данных», «Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении», «Компьютерная наука и искусственный интеллект» и другие. На уровне магистратуры и докторантуры также реализуются новые образовательные программы: «Кибернетика и искусственный интеллект», «Технологии искусственного интеллекта», «Искусственный интеллект в медицине», «Компьютерная наука и искусственный интеллект».

Выпускники новых ОП будут обладать такими навыками, как программирование на Python, работа с библиотеками и фреймворками (TensorFlow, Keras, PyTorch), анализ данных и визуализация (Pandas, NumPy, Matplotlib, Seaborn), обработка естественного языка (NLP), работа с большими данными и базами данных (SQL, NoSQL), интеграция ИИ-решений в бизнес-процессы, разработка и внедрение нейронных сетей, автоматизация процессов с использованием ИИ и другими.

Совместно с Сеульским техническим университетом открыта Высшая школа ИИ и информатики на базе Кызылординского университета имени Коркыт Ата. Открыты филиал City University of Hong Kong на базе КазНИТУ им. К.Сатпаева (программы двойного диплома по искусственному интеллекту), Центр искусственного интеллекта на базе ВКТУ им. Д.Серикбаева совместно с Мастерской Лу Бань.

Также в ВКТУ им. Д.Серикбаева на базе Мастерской Лу Бань в декабре 2024 года открыт Международный исследовательский центр по ИИ и Инжиниринговый центр Smart Driving Technologies по использованию ИИ в управлении транспортом. С 2024-2025 учебного года реализуется инновационная образовательная программа «Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении».

Инновационная программа по ИИ AI-Sana

11 декабря 2024 года по итогам презентации концепции Центра искусственного интеллекта Alem.AI в Astana Hub Главой государства поручено проработать вопрос поэтапной реализации программы AI-Sana. Программа должна способствовать формированию динамичной экосистемы, объединяющей обучение, исследования и разработку стартапов. Необходимо использовать опыт акселерации ведущих мировых университетов.

AI-Sana включает в себя интеграцию образовательных, исследовательских и прикладных подходов, позволяя вузам перейти от традиционного образовательного к научно-исследовательскому формату.

Реализация программы AI-Sana осуществляется поэтапно, каждый этап направлен на последовательное развитие компетенций студентов – от базовых знаний по искусственному интеллекту до профессионального развития стартапов и их масштабирования на рынок.

Совместно с Astana Hub запущен курс «Основы ИИ: ChatGPT». На сегодняшний день на образовательной платформе Coursera доступны все курсы, представленные на платформе, а также все курсы, связанные с ИИ.

Для дальнейшей реализации программы отобрано и утверждено 27 «якорных» вузов в каждом регионе страны. Вузы отобраны по критериям, связанным с необходимой инфраструктурой для реализации программы, в том числе наличие в вузах образовательных программ в области ИИ, наличие зарубежных партнёров, вычислительных мощностей и т.д. Данные вузы несут ответственность за реализацию проекта в своём регионе и соседних областях, обеспечивая обучение студентов и ППС по программе AI-Sana. Программа AI-Sana ориентирована на формирование благоприятной экосистемы для развития искусственного интеллекта в стране.

Концепция модернизации педагогического образования

На сегодняшний день 54 вуза имеют лицензии по педагогическим направлениям. Постепенно повышаются требования к поступлению абитуриентов на педагогические направления.

Отмечается положительная динамика поступающих на педагогические направления из числа талантливой молодёжи. В 2024 году было присуждено 1797 грантов обладателям нагрудного знака «Алтын белгі» (в 2023 г. – 1528).

В 2024 г. средний балл ЕНТ поступающих на педагогические программы составил 105 баллов (в 2023 г. – 102,5).

Ежегодно растёт количество грантов на педагогические направления:

  • в 2023-2024 учебном году – 15 923 гранта;
  • в 2024-2025 учебном году – 15 973 гранта.

Педагогические вузы продолжают работу по обновлению образовательных программ (ОП). В Реестр образовательных программ внесено 1686 образовательных программ, из них 90,4% обновлены на основе профстандарта «Педагог».

Завершен проект Всемирного банка «Модернизация среднего образования». В рамках проекта разработаны 30 инновационных образовательных программ.

Кроме того, обучение прошли 65 преподавателей по методике ранней диагностики аутизма ADOS-2, коррекционной поддержке детей с ООП.

На сегодня оснащены 14 вузов, осуществляющих подготовку кадров «Специальная педагогика», кабинетами инклюзивного образования, соответствующими требованиям современной образовательной среды, и впервые закупили принтеры для печати шрифтом Брайля.

Принята Концепция педагогического образования, совместно с Министерством просвещения будет продолжена работа.

Строительство общежитий для студентов

К 2029 году ожидается двукратный рост количества выпускников школ, что приведёт к дефициту аудиторного фонда и общежитий в вузах.

В целях работ по обеспечению студентов местами в общежитиях оптимизирован механизм госзаказа на строительство общежитий, созданы роектные офисы, которые работают по принципу «одного окна» с потенциальными инвесторами, вузами выработан алгоритм размещения студентов в хостелах и гостиницах через заключение договоров.

Размещение госзаказа осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию на ежемесячной основе в течение 8 лет при реконструкции. Выплаты производятся за факт проживания студентов. Первые 12 месяцев госзаказ выплачивается с учётом поправочного коэффициента (то есть количество проживающих студентов умножается на 2, но не более проектной мощности).Также ведётся работа по внедрению программного ГЧП как нового механизма привлечения инвесторов (30% от государства и 70% от инвестора) для строительства общежитий.

Во исполнение поручения Главы государства начата реализация проекта строительства КазНУграда. Вузом начата разработка архитектурной концепции и эскизного проекта архитектурно-художественного облика, композиционных и объёмно-планировочных решений комплексного благоустройства объекта. Также запланировано строительство нового кампуса Университета имени С.Демиреля (SDU).

Филиалы ведущих зарубежных вузов. Центры академического и исследовательского превосходства

В рамках реализации поручений Главы государства и Концепции развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы проводится работа по открытию филиалов зарубежных вузов. Это развитие отечественной системы высшего образования, повышение его качества через трансферт знаний и лучших международных практик, а также увеличение доли иностранных студентов.

Открытие филиалов осуществляется с учётом регионального принципа и в основном по техническим направлениям подготовки кадров (80% образовательных программ, остальные – бизнес, креативная индустрия, педагогические науки).

В сентябре свои двери откроют следующие филиалы: Cardiff University, Coventry University, Woosong University, Anhalt, Politechnico della Marche, МГИМО.

Соответственно, к 2029 году в Казахстане будет функционировать сеть филиалов топовых иностранных вузов, 4 из которых как самостоятельно действующие вузы (De Montfort University, Coventry University, Cardiff University, Woosong University). Мы идём по пути создания образовательного хаба в Центрально-Азиатском регионе.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий