Наталья МУХАМЕДЖАНОВА, генеральный директор Международной языковой академии EDU Stream: Формировать мудрость через учебники, через книги, адаптивность, критическое мышление. Это навыки, которые сегодня необходимы для того, чтобы наше молодое поколение оказалось безопасным в современном мире технологий!

Накануне нового учебного года и в рамках медиапроекта «20 лет BMSO» подкаст-студию SHAKARIM медиаресурса «Бiлiмдi ел – Образованная страна» посетила Наталья Владимировна Мухамеджанова, генеральный директор Международной языковой академии EDU Stream. EDU Stream – это международная образовательная компания с офисами в Алматы, Астане, Москве и Вене. Она обучает сотни людей в трёх языковых школах, проводит семинары для школьных учителей, оказывает консалтинговые услуги по поступлению в зарубежные учебные заведения и консультации по профориентации.

EDU Stream является эксклюзивным представителем Британского издательства Express Publishing в Казахстане. 70% школ Казахстана обучаются английскому языку по УМК Express Publishing в соответствии с программой обновлённого содержания.

EDU Stream создала свой пул ведущих методистов и авторов, который перерос в метод-лабораторию и уже несколько лет разрабатывает и проводит уникальные обучающие семинары и вебинары в разных регионах Казахстана.

За честный бизнес и корпоративную социальную ответственность EDU Stream получила престижные награды конкурсов «Караван доброты» (2021), «Лидер отрасли» (2019, 2020, 2021), «Выбор года» (2019, 2020, 2021). Своим видением о языках, искусственном интеллекте, будущем образования гостья студии поделилась с главным редактором издания, журналистом Ляззат Туркестановой.

– Наталья Владимировна, EDU Stream сегодня представляет собой многоотраслевой кластер, а ведь в 2014 году она возникла как небольшая школа английского языка. У вас в портфеле учебники по английскому языку с 3 по 11 классы и предметам на английском языке, учебники по французскому, немецкому и русскому языкам. Конечно, без сильнейшей команды экспертов и авторов, коим и вы тоже являетесь, в данном вопросе не обойтись, и всё же разрабатывать учебники для школ трудно и сложно? И у вас столько наград за труд – это, наверное, огромная гордость?

– Я бы сказала не трудно, а ответственно и интересно. В первую очередь ответственность перед учителями, ответственность перед учениками, перед их родителями. Ну и, конечно же, перед всей страной ответственность большая. На самом деле для нас самая наивысшая степень признания и награда – это когда нас выбирают учителя и нам доверяет наше министерство. В прошлом году в Казахстане внедрена платформа, на которой учителя сами могут выбирать тот или иной учебник, проголосовать за него. И я очень рада, что такая платформа появилась – всё это ведёт к открытости и прозрачности в выборе учебника. Рада, что многие учителя выбирают наши учебники. И мы очень гордимся, что уже на протяжении почти десяти лет бок о бок работаем с Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования BMSO.

– Вы являетесь партнёрами международного издательства Express Publishing – как всё начиналось?

– Express Publishing создано, на мой взгляд, одним из величайших людей в области изучения английского языка – Вирджинией Эванс. Она организовала его 30 лет назад, когда была автором издательства Пирсон, известного учебника Round Up. Мне повезло, что я получила возможность на своём жизненном пути встретить Вирджинию Эванс, начать работать с ней и многому у неё научиться. Это человек по-настоящему одарённый, талантливый, ответственный за всё, что бы ни делал, и при этом никогда не забывающий, что она учитель и работает для учителей. Познакомил нас соавтор наших учебников, которые широко используются школьниками в Казахстане, Боб Оби. В свою очередь, с ним я познакомилась в Кембриджском университете. Так вот, он увидел, что мы с Вирджинией Эванс, а он с ней был хорошо знаком, могли бы найти точки соприкосновения: общие взгляды, подход или отношение к образованию, к учителям, к английскому языку. Поначалу испугалась сотрудничества, потому что понимала весь уровень своей ответственности, прямо сказала, что, наверное, не готова к партнёрству. На что мне Вирджиния Эванс сказала: «Поверь мне, всё и все, к чему я прикасаюсь, превращаются в золото». Я тогда не до конца оценила её слова. Со временем пришло понимание: золото – это то, что мы несём через свою просветительскую работу нашим учителям, детям.

– Интересная история. А ведь вы сегодня наверняка для многих та же Вирджиния, как когда-то она была для вас…

– Важно всегда быть доступным, чтобы люди могли иметь возможность задать вопрос, спросить совета. Поэтому я постоянно работаю над своими коммуникативными навыками. Всегда кажется, что мне их нужно дорабатывать, всегда посещаю различные курсы повышения квалификации, направленные именно на развитие коммуникативных навыков. На мой взгляд, именно они – один из залогов успеха современного человека… И над этим в себе всем нам важно работать непрерывно. Методики, которые мы внедряем, учат не только языку, но и навыкам, которые делают подрастающее поколение конкурентоспособным в мире. Мы живём в век быстрой трансформации, быстрых изменений, а гибкость, адаптивность, мышление и другие важные способности возможно развивать именно через коммуникативные навыки, через навыки речевой деятельности. Для учителей это тоже очень и очень актуально, Учитель не может не учиться в первую очередь сам.

– Наталья Владимировна, как всё начиналось в вашей деятельности, как по кирпичику складывался успех ваш личный и, соответственно, EDU Stream?

– Я была учителем английского языка, в какой-то момент пришла к тому внутреннему состоянию, когда готова начать реализовывать себя по-новому. И начала с того, что лучше всего понимала и умела делать, – это языковая школа. У меня было в жизни две большие предшествующие трансформации. Первая, когда я закончила университет и пришла в класс. Мне тогда пришлось сильно меняться, потому что по своей природе я интроверт. Но мне очень хотелось быть учительницей, и пришлось над собой работать, чтобы легко и эффективно работать с большим числом детей. А вторая моя большая трансформация, когда я попала на первый курс языковой школы Сорос. Мне казалось, что либо я до этого стояла на голове и меня поставили на ноги, либо наоборот – прошла сильную школу, получила другое понимание обучению английскому языку как иностранному. Языковая школа начала успешно работать, потом была встреча, как я сказала выше, с Вирджинией Эванс, родилось издательство, открылись новые горизонты деятельности. Я могу одно сказать: кто хочет, тот ищет возможности для самореализации и находит их.

– И сегодня у вас уже представительства не только в Алматы и Астане, а также в Москве, в Вене. И что, интересно, например, вы делаете в Вене?

– Обучаем немецкому языку. Мы являемся экзаменационным центром. Помогаем людям учить немецкий язык для того, чтобы поступать в австрийские университеты. Но в Вене мы также обучаем казахскому языку, бесплатно. И на это есть определённый устойчивый спрос. Наши соотечественники, студенты, работники посольства, эмигранты – те, кто хочет сохранить свой язык, чтобы их дети тоже говорили на родном языке, чтобы не забывали свои корни. Они с удовольствием приходят к нам. Это наш совместный проект с посольством Республики Казахстан в Австрии. Аналогично в Москве.

– Ваша компания – инициатор и организатор многих социальных проектов, языковых и других. Один из них – олимпиада KGL

– Эта олимпиада проводится не первый год, но в этот раз в Казахстане мы охватили порядка трёх тысяч среднестатистических школьников, не только из центральных городов и ведущих учебных заведений. В олимпиаде участвует много стран, проходит она в три этапа. Первые два проходят одновременно во всех странах, все результаты подсчитывает машина. И только потом 60 лучших экзаменующихся рассматриваются индивидуально по написанию эссе. В целом по республике у нас было 15 победителей. Очень хорошо себя проявили Алматы и Кызылорда. К нам приезжал SEO Майкл Карти от организации, которая является собственником и организатором KGL олимпиады, он отметил высокие компетенции казахстанских школьников в знании английского языка – для нас это большая гордость.

– Давайте теперь поговорим о родителях. Помните, было время, когда каждый хотел, чтобы его ребёнок пошёл в языковой центр, учил английский. А сегодня как с этим: родители направляют детей или дети сами стремятся учить английский?

– Стремление родителей влияет, я бы так сказала, приблизительно до 10-11 лет, а дальше дети сами хотят учить английский язык. У них очень хорошие, развитые метанавыки. Они хороши в адаптивности, быстро приспосабливаются, быстро меняются, и они умеют планировать. Чётко понимают наперёд, что они хотят и к чему они идут. Современные дети – они такие.

– Как педагог скажите, родители должны быть друзьями, партнёрами или всё-таки должны больше проявлять напористости, жёсткости в воспитании? Как правильно: когда ребёнок приходит со школы домой, родители становятся вторыми его учителями со словами «учи это», «вот это тебе нужно»? Или к современным детям нужны другие подходы?

– Сложный вопрос. Я сама мама двоих детей. Сыну уже 29, дочке 20. До сих пор не понимаю, что правильно… Думаю, самое главное – слышать своего ребёнка. Слышать и понимать, отталкиваться от этого. Быть наставником в настоящем смысле этого слова. Не учителем, не диктатором, а наставником. Помогать ребёнку достигать своих целей и своих желаний. Направляя его просто на правильный путь.

– Родители часто критикуют современные учебные пособия, сравнивая их с теми, что были у них в своё время…

– Мы должны понимать, что всё быстро меняется. Посмотрите вокруг, как мы живём, на чём ездим, как питаемся, какой образ жизни ведём. Всё поменялось, дети поменялись, образование поменялось. Если раньше у нас в большем приоритете были твёрдые навыки, то сегодня – мягкие, метанавыки. Тем более сегодня большое влияние искусственного интеллекта на образовательный процесс. Мы должны развивать у наших детей новые компетенции для того, чтобы создать им безопасную среду обитания внутри искусственного интеллекта.

– Как думаете, должен быть у нас какой-то внутренний страх перед искусственным интеллектом?

– Несомненно. ИИ постоянно «обучается», собирая наши данные и информацию, которую мы разрабатываем. То есть он становится умнее и умнее. Это первый риск. Второй риск связан с тем, что мы все являемся пользователями интернет-пространства, гуглим, смотрим YouТube, Тик-Ток и так далее. А ведь это всё сбор данных про нас. Эти данные сохраняются, формируется психотип. И когда я в следующий раз захожу в интернет с запросом, ИИ может уже под мои преференции дать мне информацию необъективную. А значит, она может оказаться недостоверной. Во-вторых, если формируется психотип, мы становимся заложниками манипуляций искусственного интеллекта. То есть он начинает нами манипулировать, предлагать и навязывать какие-то моменты. Как YouTube, например, даёт нам рекомендации по каким-то сериалам, отталкиваясь от того, что мы смотрим, от наших преференций… Поэтому важно это чётко понимать, формировать рамки, законы, безопасность, и самое главное, формировать мудрость. Приведу пример от нашего партнёра профессора Надима. Кембриджский университет отправил его в Монголию в командировку. Знаете для чего? Чтобы подтвердить данные о том, что когда Чингисхану было 8 лет, его во время нападения врагов спасла мать. Мы, рассказывает он, перекопали всё интернет-пространство и так и не смогли узнать, каким образом у мамы получилось спасти Чингисхана. И учёные поехали в Монголию для того, чтобы опросить местных жителей. Местные жители рассказали, что действительно была такая история. Зимой, если приложить ухо к земле, снегу, то можно услышать топот копыт за несколько миль. Так она и смогла отследить угрозу и спасти своего сына. Это мудрость. Вот такую мудрость необходимо формировать в молодом поколении для того, чтобы они правильно пользовались искусственным интеллектом. Формировать эту мудрость через учебники, через книги, адаптивность, критическое мышление. Это те навыки, которые сегодня необходимо формировать для того, чтобы наше молодое поколение оказалось безопасным в современном мире технологий. Мы же, в свою очередь, несём ответственность за любую информацию, за любое задание, которое мы разрабатываем в своих учебниках. Здесь миссия издательств учебников, книг велика!

– Да, так всё просто, доходчиво, убедительно вы сказали. Наталья Владимировна, признайтесь, вы в душе кем себя ощущаете, педагогом или издателем, производственником? Хотя вопрос снимаю, вспомнив, как вы в своих выступлениях всегда радеете за интересы педагогов… Но все же ответьте.

– Безусловно, в первую очередь педагогика, педагоги – это про меня. Кстати, хочу сообщить, что в Алматы мы запускаем пилотный проект «Школа для школы», уже инициатива одобрена Управлением образования акимата г. Алматы. Это будет одна школа-ментор и три школы-менти. Школа-ментор будет работать в нескольких направлениях. Это управление школой, управленческий персонал, педагогический, дети, родители. Мы хотим охватить все слои, которые участвуют непосредственно в жизнедеятельности школы и образовательного процесса. И хотим показать, как можно сократить разрыв между успешной школой и школой, которая требует большего внимания. Для этого нужно выявить причины, почему какая-то школа у нас успешная, а какая-то нет. Поэтому будет проводиться оценка профессиональных и личностных компетенций. Участие в этом проекте будут принимать профессиональные коучи, педагоги, управленцы, комиссия по делам женщин. Мы будем смотреть и пытаться выправить ситуацию. В рамках этого проекта мы будем работать именно по поддержке статуса педагога, привлекая ICF. ICF – это международная федерация коучинга, которая будет с нами вести партнёрство в рамках поддержки статуса педагога. Статус педагога – это не только защита педагога, поддержка педагога, развитие педагога. Это такие моменты, как командообразование, выявление, управление талантами и другие важные процессы. Знаете, я всегда очень трепетно отношусь к педагогам, знаю, насколько это тяжёлый труд учить и воспитывать детей, ведь педагог несёт ответственность за безопасность ребёнка, за его комфорт в классе в момент обучения, за его успеваемость, за его будущее.

– Вы часто общаетесь с педагогами из разных стран. Можете провести какие-то аналогии, различия между зарубежными и казахстанскими педагогами?

– Если сравнивать, я бы сказала, что наши педагоги более внимательные и более заботливые, человечнее. Зарубежные педагоги более требовательные, твёрдые, жёсткие и индифферентные к состоянию ребёнка.

EDU Stream работает в разных направлениях. Какое ваше самое любимое? Откуда вы черпаете вдохновение, инсайты? Как удается быть в тренде, генерировать идеи, новинки?

– Сердце нашей компании – методический отдел. Среди сотрудников даже бытует мнение, что методисты – мои любимчики (улыбается – авт.). Впрочем, так оно и есть, ведь методисты – фундамент, с их помощью мы узнаём новое, идём в ногу со временем, обучаем учителей… А быть в тренде помогает любознательность. С детства я интересовалась, как папа охотится, как папа строит дом, как дедушка фотографирует, проявляет фотографии. Любознательность двигала и двигает меня вперёд. Это своего рода азарт – узнавать что-то новое. Я быстро загораюсь новыми идеями и призываю: «Давайте сюда это привнесём».

Ну и, конечно, мною всегда движет любовь к своей стране, где я живу, работаю, где выросли мои дети, где у меня дом. Я всё-таки хочу всё новое привнести сюда, чтобы мы жили в комфорте, в безопасности и были успешной страной.

– Дайте лайфхак родителям, как разглядеть любознательность в своём ребёнке и сделать так, чтобы эта любознательность росла. Чтобы из детей получились прежде всего успешные личности.

– Главный совет – наблюдать за ребёнком и не мешать. Я всегда говорю: «Не мешайте детям учиться, оставьте их в покое». А у нас как бывает часто? Мы постоянно ребёнка одёргиваем: «Не трогай, не лезь, не делай, не смотри – обожжёшься, простудишься, заболеешь». А он же изучает и познаёт мир. В любом случае, мы не можем запретить и огородить детей от всего в его будущем. Это первое. Во-вторых, нужно не избегать психологов и профориентологов. Они должны быть в помощь нашим детям. Каждый ребёнок талантливый. Неталантливых людей не бывает. У каждого есть определённые способности. Это ещё одно из направлений, которому мы будем обучать через свой проект, – выявление и управление талантами.

– Как вы взаимодействуете, коллаборируетесь со своими коллегами, другими издательствами?

– Конкуренция есть, несомненно, и мне очень нравится, что сегодня открытый рынок. Это нас всегда двигает к работе над собой, чтобы идти вперёд. При этом должен всегда работать этический кодекс. Многие наши издательства неплохо его понимают и соблюдают. И это даёт нам возможность сотрудничать, объединяться, идти вместе. У нас одна цель и в любом случае у нас большая одна ответственность перед школьниками, учителями, обществом. Я не вижу причин не выдерживать хорошие деловые отношения, которые объединяют нас для того, чтобы вместе развиваться. В целом ученику или учителю всё равно, учебником какого издательства он пользуется, главное, что он хороший и качественный. А окажись один учебник плохим, будут в целом говорить обо всех издателях – плохие и всё. Не будут разбираться, чей это учебник. Если мы хотим прийти к высоким результатам, то нужно только объединиться. Мы единомышленники, делаем одно большое дело.

– Наталья Владимировна, расскажите побольше о ваших наградах, за что они были вам присуждены? Какие из них для вас самые значимые и за что?

– Наверное, за нашу социальную ответственность. Мы всегда проводим мероприятия, направленные на развитие системы образования, на поддержку детей и женщин. Что мы сделали в рамках «Каравана доброты»? Мы не только раздали учебники, но и провели обучение 1700 детей из малообеспеченных семей по английскому языку. Мы обучили их учителей в школах, разделили детей на уровни и дальше отслеживали, как учителя проводили дополнительные уроки бесплатно для этих детей. Четыре месяца длился проект. Потом было жюри, были конкурсы, были тесты, мы выявили лучших. Помимо курсов английского языка, знакомили детей с успешными людьми. Основная задача была донести до них: неважно, в какой семье ты родился, в богатой, бедной, есть у тебя деньги или нет. Возможность есть у всех. И мы приводили на встречи с ними успешных людей. Это были и писатели, и певцы, и спортсмены. Проводилась профориентационная работа, психологическая. Мы до детей доводили, каким образом можно реализовать себя. А потом независимая комиссия определила лучших, по шесть детей из Астаны и Алматы. Они за наш счёт поехали в Англию на две недели. Дети из простых семей. А их учителя поехали в наш офис в Афины на повышение квалификации. Этот проект, наверно, у меня один из любимых. Потом некоторые из этих детей поступили на грант в казахстанские вузы. Они поверили в себя! Ещё два наших проекта вышли на международный уровень. Другой проект, который вышел на международный уровень, – женщины для женщин. В нём успешные бизнес-леди обучали мам особенных детей, как стать независимыми, как построить свой бизнес. Этот проект получил второе место в мире от международного фонда за его реализацию, за его успех. Мамы открывали свой бизнес и приходили к хорошим показателям. Буквально недавно я присутствовала на ICF, и там презентовали фильм как раз про этот проект. Могу много рассказывать о таких проектах, о слезах отчаяния вначале, а потом гордости за себя, своих детей, участников.

– Наталья Владимировна, что бы вы пожелали нашим читателям?

– Ляззат Максутовна, спасибо вам за приглашение, спасибо вам за смелость подкастов, за ваши медиапроекты. Для нас это огромная поддержка – доносить до нашей целевой аудитории правду о нелёгкой и ответственной работе участников образования. Родителям я хочу сказать и пожелать: пожалуйста, не мешайте детям учиться, только поддерживайте их. Учителя, не бойтесь. Не бойтесь развиваться, не бойтесь меняться, не бойтесь преподавать!

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий