Дарын Сайынов, Артур Гайдук – «звёздные учителя»!
В подкаст студию SHAKARIM медиаресурса «Бiлiмдi ел – Образованная страна» накануне PRO.NRG Fest-2025 мы пригласили на интервью сразу двух гостей. В подкасте главного редактора издания Ляззат Туркестановой приняли участие Дарын САЙЫНОВ, руководитель фонда «Caravan of Knowledge», магистр педагогических наук, учитель физики и математики, «Лучший педагог» г. Алматы 2021 года, и Артур ГАЙДУК, основатель проекта AstroAstana, популяризатор науки и преподаватель астрономии.
– Для концепции и идеи фестиваля неспроста был выбран именно сентябрь. В сентябре педагогам, ученикам надо получить заряд на девять, а то и больше месяцев вперёд, обменяться идеями, позитивной энергией, методами. Отсюда и название фестиваля – PRO.NRG, – отметил Дарын Сайынов.
– Действительно, сентябрь –отличный месяц для фестиваля, – добавил Артур. – Это мощный заряд к новому учебному году, он мотивирует, вдохновляет, настраивает, мобилизует.
– Артур, в прошлом году вы были одним из спикеров PRO.NRG Fest . Что главное вы сказали в своём выступлении? И как началось ваше увлечение темой космоса и астрономии?
– Мои выступления всегда про что-то космическое, связанное с астрономией. И важно не просто про планеты рассказать, а именно связать всё с практической точкой зрения. Выступая на экологическую тему про космический мусор, необходимо говорить о его влиянии на загрязнение атмосферы. Ответ на вопрос, как я пришёл к астрономии, нашёл довольно недавно. У моего отца была маленькая подзорная труба «Турист-3», и я ребёнком засматривался в неё на Луну. Отец мне показывал далёкие объекты. Я этого почти не помню, но именно тогда, думаю, в мою жизнь пришёл космос. Я начал увлекаться, читать фантастику, энциклопедии изучать. В старших классах, университете астрономия ушла на второй план, даже почти забыл о ней. Высшее образование я получил в аграрном университете в Астане. Специальность у меня не «космическая», а самая что ни на есть земная: землеустройство, геодезия. И всё-таки, выйдя из альма-матер, я вновь устремил свой взор к космосу, причём так основательно и серьёзно, что начал организовывать астрономические экскурсии для взрослых и детей, создавать, разрабатывать курсы, заниматься с ребятами.
– У меня практически аналогичная своя «космическая» ситуация, – отметил Дарын. – Правда, не было подзорной трубы. Но, возможно, первая любовь к чему-то далёкому, неизведанному, чему-то скрытому от нас, что нельзя потрогать, тоже от родителей. Я воспитывался у бабушки с дедушкой, по казахской традиции. И первый раз «Большую медведицу» мне показал дедушка. С этого, наверное, всё и началось. Мы жили в сельской местности возле Алматы. У нас был невысокий сарай, за ним росло дерево. Я по дереву забирался на крышу сарая, и это было моё любимое место, где я мечтал, читал, придумывал… Школьником изучал небо по звёздным атласам. Жирную точку в этом увлечении поставили фантастические фильмы, как сериал «Андромеда» про звёздный корабль.
– Так звезды влияют на судьбы людей! Вам как физику и лучшему педагогу города Алматы аким вручил в 2021 году автомобиль – расскажете про эту историю успеха в вашей жизни, Дарын?
– Отрадно, что в целом в последние годы государство очень
сильно уделяет внимание сфере образования. Конечно, есть доля везения в том, так сложились звёзды (улыбается – авт.), что я попал в тот период, когда, в принципе, как раз начали обращать внимание на учителей и проводить очень много конкурсов. В тот год, помню, проводилось параллельно три-четыре конкурса. Я даже не понимал различия, чем они отличаются, кто организаторы.
Но по совету директора школы я выбрал именно тот, в котором победил. Я работал в школе Алматы и всегда гордился брендом «алматинское образование». В целом бренд у образования, будь то городская, сельская школа, столичная или в регионе, должен быть мощный, и он прежде всего, безусловно, связан с качеством обучения.
– Дарын, организатор фестиваля – фонд «Caravan of Knowledge», расскажите о его проектах и какую роль играет в поддержке образовательных программ «Шеврон»?
– «Caravan of Knowledge» – это не только фестиваль, а целая система взаимосвязанных мини-проектов, которая подкреплена Дорожной картой развития STEАM-образования Казахстана. Она была принята в 2021 году, и «Caravan of Knowledge» является её национальным оператором. Сегодня мы много слышим о STEАM. Но тогда, в первый постпандемийный период, мы ещё мало себе представляли, что это конкретно. «Шеврон» благодаря своей дальновидности смог увидеть перспективы STEАM и стал оказывать нам поддержку. В принципе, за 5 лет деятельности фонда очень много интересных проектов было и есть, в том числе профориентационные программы, просветительская работа. У нас есть огромное количество регулярных курсов по трендовым специальностям. Сейчас мы можем гордиться тем, что по любой тематике у нас в Казахстане есть свой эксперт, который прошёл курсы от «Caravan of Knowledge», будь то робототехника, специальное оборудование, астрономия, физика, химия, биология, интеграция этих предметов между собой и так далее. Важно, что сформировалось уже сообщество, где эксперты обмениваются между собой знаниями, делятся друг с другом опытом и транслируют его по всей нашей большой стране.
– Артур, в Казахстане уже немало «звёздных» в прекрасном смысле этого слова учителей – активных, известных, популярных в соцсетях и в педагогическом сообществе. Вы как-то коммуницируете, поддерживаете друг с другом связь после того, как вместе выступаете на таких площадках, как PRO.NRG Fest?
– Мы чаще всего работаем в разных городах, направлениях. Но фестиваль – это такая великолепная площадка, на которой вместе оказавшись, уже находимся в контакте. Мы не то чтобы ведём какие-либо совместные проекты, но друг другу помогаем, нетворкинг поддерживаем. Когда Caravan of Knowledge пригласил выступить на фестивале в Астане, я был очень счастлив, а потом позвали в Атырау, в Балхаш. «Шеврон» и «Caravan of Knowledge» просветительскую работу в образовании поддерживают не только в центральных городах, но и на периферии. Это здорово!
– Дарын, наверняка интересно работать в таких проектах? И как вы находите классных спикеров на фестиваль?
– Если честно, как раз на днях размышлял об этом. У меня год назад был выбор. Я был завучем, первым заместителем директора. Потом попросили резюме на позицию директора. И вот тогда я решил отказаться от карьеры в школе и полностью перейти в «Caravan of Knowledge». Четыре года я уже сотрудничал с фондом и, видя, какая здесь важная, энергичная и реально эффективная работа идёт, уверенно и с оптимизмом влился в его ряды. Готовя фестиваль, стараемся, чтобы было больше практики и меньше лекций. STEАM подразумевает именно научную проектную деятельность. А к вашему вопросу, как мы находим спикеров… С одной стороны, спикеры сами нас находят, потому что знают о фестивале и «Caravan of Knowledge», который с каждым годом всё более масштабируется, растёт, работает по всему Казахстану. Есть и международные проекты. Так, буквально месяц назад в Бангкоке мы завершили двухлетний большой проект, совместный с пятью странами Юго-Восточной Азии. С другой стороны, в Казахстане много интересных, очень популярных спикеров, и нет необходимости искать зарубежных «звёзд» в образовании, как ещё несколько лет назад. Мы их приглашаем, они принимают наше приглашение и охотно выступают на площадках PRO.NRG Fest.
– Артур, расскажите о вашей астрошколе. На чём зиждется её существование, как проходят занятия, что есть из оборудования, сколько ребят занимается?
– У меня три авторских курса, которые я создал в течение 7 лет и их постоянно усовершенствую. Они включают наглядные пособия, их очень много, начиная от простых глобусов, которые есть в каждой школе, заканчивая настоящими кусочками метеоритов, коллекция которых началась с метеорита, подаренного супругой на день рождения. Это метеорит Кампо-дель-Сьело. Он упал 4500 лет назад в Аргентине. Настоящее чистое железо. В целом возраст метеоритов сравним с возрастом нашей планеты. Это железные объекты, которые летают в космосе. Просто 4500 лет назад в Аргентине такой упал, развалился на сотни кусочков, когда сгорал в атмосфере. Часть этих кусочков была найдена местными людьми и продана, часть отдана в музеи. Таким образом метеориты попадают в частные руки. И у меня есть уже своя коллекция. На занятиях мы с ребятами их трогаем, рассматриваем в микроскопы – им это очень интересно. Есть у нас для занятий наглядные пособия, телескопы. Преподаю детям от 6 до 13-14 лет. Обычно беру на курс не более 12 ребят. Это позволяет всех выслушать, со всеми индивидуально поработать и не потерять в качестве. Необязательно, что кто-то из моих учеников полетит в космос. Сейчас очень многие сферы нашей жизнедеятельности связаны тем или иным образом с космосом. Это и передача данных, и запуск спутников, и различные исследования, астрофизика, астрономия как наука, разработка прикладных программ, внедрение искусственного интеллекта. Там же и дизайн может быть космических аппаратов, дизайн будущих миссий. Всё сейчас интегрируется в космос, поэтому дети широко интересуются этим. Очень рад, что у меня есть возможность делиться. Огромное удовольствие делиться знаниями, получать взамен энергию. Никакие деньги, никакая похвала не сравнятся с глазами ребёнка, который увидел в телескоп Луну или Сатурн или прикоснулся к метеориту и открыл для себя своё первое небольшое окно в Космос. Есть теоретические занятия, которые проходят в аудитории, играем в настольные игры, связанные с космосом, смотрим видео, слайды, посещаем онлайн-планетарий, ведём диалог, выходим на практические занятия с подбором локаций, чтобы был хороший обзор неба в ночное время – дети приходят с родителями, которые также разделяют радость космического увлечения своих детей. Проводим и дневные наблюдения.
– Дарын, что нужно для того, чтобы «звёздных» учителей становилось больше?
– Мы живём в век информационных технологий, когда социальная сеть хорошо развита. У любой организации, любого человека есть Instagram или YouTube, WhatsApp, Telegram, Facebook. Любому человеку, педагогу нужно только научиться их использовать. Но «звёздный» педагог не тот, кто вледеет техникой ведения соцсетей, чтобы стать по-настоящему популярным, нужна открытость, любовь к детям и любовь детей. Когда дети вас любят как учителя, появляется мотивация работать, хочется что-то новое им дать. Сейчас очень много молодых учителей, которые стремятся чем-то выделиться. Надо быть все время в поиске, быть неравнодушным и любознательным прежде всего самому учителю. Даже наблюдая за участниками фестиваля-педагогами, вижу, что их, которые желают развиваться, узнавать новое, становится больше и больше.
– Горящие глаза детей – важный признак успешности и профессионализма любого педагога. Сегодня это было лейтмотивом нашего подкаста. Успехов вам, ребята!
Загрузка...
