«ДосболLIKE»: надёжный щит от буллинга

Новая национальная антибуллинговая программа «ДосболLIKE» , инициированная Министерством просвещения РК, заявила о себе ещё в прошлом учебном году. Её успешно апробировали в 50 школах девяти регионов страны. А в эти дни она становится важным инструментом улучшения социально-эмоционального климата уже во всех школах Казахстана. О миссии «ДосболLIKE» – в интервью директора Регионального центра психологической поддержки и воспитательной работы (РУМЦППиВР) УО Костанайской области, кандидата педагогических наук, доктора философии (PhD), психолога-мастера Елены ПЕТРЕНКО.

– Елена Александровна, судя по многочисленной информации в СМИ и соцсетях, о программе «ДосболLIKE» не говорит разве что ленивый. Вы недавно приняли участие в республиканском семинаре по этой программе и точно знаете, почему она привлекает столько внимания общественности. В чём ценность «ДосболLIKE»?

– Знаете, «ДосболLIKE» – это словно щит, который мы наконец-то поднимаем перед лицом старой, но очень острой проблемы. Травля в школах всегда была и, к сожалению, остаётся одним из самых болезненных явлений. Она разрушает доверие, атмосферу, а иногда и судьбы. Ценность этой программы в том, что впервые мы не разрозненно тушим «пожары», а выстраиваем систему: понятные алгоритмы для школ, педагогов, родителей и самих детей. На семинаре мы убедились: это не просто очередная инициатива, а национальная стратегия. И в ней важно всё – от обучения специалистов до создания культуры уважения. Это как долгожданный воздух для тех, кто устал молчать и терпеть.

Программа «ДосболLIKE» разработана с учётом международных и национальных нормативных актов, включая положения Индекса благополучия детей, и основана на лучших мировых практиках противодействия буллингу

– На эту программу возлагают большие надежды. Что предстоит сделать, чтобы она заработала так, как это задумано?

– Надежды действительно огромные, и они оправданы. Чтобы программа заработала, главное – вложиться в людей. Никакая бумага, даже самая умная методичка, не поможет, если учитель или школьный психолог не будут знать, как реагировать на ситуацию здесь и сейчас. В своё время мы внедряли авторскую программу «КодАктив: Программа быстрой помощи». Наш опыт показал: если педагог владеет инструментами, всё меняется стремительно. По итогам апробации количество случаев открытой травли в школах Костанайской области снизилось, а дети начали чаще обращаться за помощью. «ДосболLIKE» может показать такой же результат, но при одном условии: если он будет не на бумаге, а в реальной школьной жизни.

Реализация этой программы ложится на плечи школ и центров психологической поддержки? Какую роль отводят родителям?

– Школы и центры действительно станут «фронтовой линией», но родители здесь – стратегические союзники. Ведь буллинг часто начинается не с драки, а с незаметной обидной реплики, с исключения из компании. Родитель – это тот, кто первым видит, что ребёнок вдруг стал замкнутым, потерял интерес к привычным делам. Программа вовлекает родителей: им дают конкретные рекомендации, куда обращаться, как реагировать, как поддерживать ребёнка. Если школа и семья действуют в тандеме, это как крепкая стена, за которой ребёнок чувствует себя защищённым. 

«Государство продолжит планомерно совершенствовать систему защиты прав и интересов подрастающего поколения. Есть такая пословица: «Что посеешь, то пожнёшь». То, что мы все вместе заложим в наших детях сегодня, будет определять будущее нашей нации на многие десятилетия вперёд. Именно в школах закладывается фундамент Справедливого, Передового, Чистого, Безопасного и Сильного Казахстана» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

Что должны знать учащиеся? Их планируется обучать каким-то алгоритмам действий?

– Да, дети не пассивные участники, а главные действующие лица. Им будут давать простые и понятные алгоритмы: что делать, если тебя травят, если ты стал свидетелем или если твой друг оказался в беде. В рамках нашей программы «КодАктив» мы учили детей трём шагам: «стоп – сообщи – обратись». И это работало. В «ДосболLIKE» также будут формироваться навыки: не молчи, не оставайся равнодушным, знай, где помощь. Когда дети понимают, что просить о поддержке – это сила, а не слабость, ситуация начинает меняться изнутри.

– Как вы считаете, «создание безопасной, уважительной атмосферы в образовательной среде» – это не утопия?

– Это не утопия, это цель, к которой мы обязаны идти. Конечно, буллинг есть в любой стране, и да, современные дети порой поражают своей жестокостью. Иногда читаешь истории – и волосы встают дыбом. Но именно поэтому программы такого масштаба жизненно необходимы. Мы не можем переписать прошлое, но мы можем формировать будущее. Если в школе культивируется уважение, если агрессия не остаётся без последствий, если каждый знает, что помощь рядом, атмосфера постепенно меняется. Это длинный путь, но он абсолютно реален. Это не иллюзия, а ежедневная работа: кирпичик за кирпичиком мы строим школу, где безопасно.

Какова ситуация с буллингом в Костанайской области?

– В прошлом учебном году в Костанайской области в Центр психологической поддержки поступило 180 обращений, связанных с буллингом. Чаще всего речь шла о психологической травле: оскорбления, насмешки, игнорирование. Физические проявления встречаются реже, но тоже есть. Однако важно отметить: рост числа обращений связан не столько с увеличением случаев, сколько с тем, что люди перестали молчать. Родители стали доверять специалистам, дети – чаще говорить о том, что с ними происходит. Это, на мой взгляд, уже серьёзный показатель перемен: молчание уходит, а значит, появляется шанс реально помогать.

Анна БАКСАРАЕВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий