Ауыл мектебі әлсіз – почему так?
В канун Дня учителя стоит вспомнить о проблеме сельских школ. В ближайшее время в редакции газеты мы проведём круглый стол на эту тему с участием неравнодушных экспертов.

Есть огромная разница в инфраструктуре и качестве образования между городом и селом – с этим не поспоришь. При этом всего в Казахстане примерно 8 тыс. школ, из них около 67% расположены в сельской местности, примерно 40% школьников учатся в сельской местности. Можем вести речь о масштабном качестве образования?
– Главная проблема сельских школ, особенно удалённых от районных и областных центров, – педагогические кадры, – говорит эксперт в сфере образования, директор компании MANAoCO Гульнар Кусиденова. – Оказывая методическую поддержку организациям образования, часто сталкиваемся с проблемой низкого уровня качественного состава педагогов школ. К примеру, для прохождения успешной аттестации школы доля педагогов высшей и первой категории, педагогов-экспертов, педагогов-исследователей, педагогов-мастеров для полнокомплектных общеобразовательных школ должна составлять не менее 35% (малокомплектных школ не менее 25%). Если в школе в 5-11 классах работает 20 человек, то таких педагогов должно быть минимум 7 человек. Педагоги предпенсионного возраста в силу разных обстоятельств не хотят или не могут проходить аттестацию даже на педагога-эксперта, поскольку нужно готовить соответствующее портфолио и иметь определённые достижения.
К тому же в сельские регионы молодёжь не едет, даже по программе «С дипломом в село», причин много, в том числе отсутствие инфраструктуры (кинотеатры, спортивные и фитнес-залы, сервис услуг и т.п.). Да и быстро дорасти до педагога-эксперта молодому педагогу не получится. Директор школы, даже самый хороший и мудрый, не сможет обеспечить этот самый требуемый качественный состав. Проводится большая работа, но аттестация педагогов один раз в пять лет, и этот процесс нельзя ускорить за исключением случая получения звания «Лучший педагог» (имеют право на внеочередное присвоение категории). Много ли обладателей этого звания на селе? В этой связи будет менее проблемным и критическим отслеживание динамики роста качественного состава педагогов, т.е. школа должна показывать рост квалификации педагога.
Обсуждение темы продолжим на «круглом столе». Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы и мнения, ждём вашей реакции и активного участия на электронную почту «Білімді ел – Образованная страна».
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...