PRO.NRG Fest-2025. «Шеврон» и «Caravan of Knowledge»: вклад в сферу образования
Социум и образование. Почему компания «Шеврон» инвестирует в школы, детские лаборатории и развитие сообществ. Как «Caravan of Knowledge» меняет восприятие STEAM-образования. Истории участников фестиваля прошлых лет, которые вдохновляют детей, педагогов и родителей. Зачем образованию партнёрство с глобальными компаниями и какую миссию «Шеврон» несёт для будущего. Ответы в подкасте студии SHAKARIM медиаресурса «Бiлiмдi ел – Образованная страна». В гостях у главного редактора издания Ляззат Туркестановой побывали Жанар Кошпанова, советник по связям с общественностью компании «Шеврон», и Зарина Биюмбаева, учредитель корпоративного фонда «Caravan of Knowledge». Разговор прошёл в рамках проекта PRO.NRG Fest-2025, фестиваля науки и знаний, который уже четвёртый год объединяет детей, родителей, просветителей и педагогическое сообщество. Разговор не только о фестивале, но и о том, как крупный бизнес и общественные инициативы вместе создают условия для устойчивого развития Казахстана.
– Жанар, тема PRO.NRG Fest-2025 – «Корнями в будущее». Как вы лично и как представители компании «Шеврон» понимаете смысл девиза?
– «Шеврон» – компания со 150-летней историей. И очень символично то, что девиз фестиваля перекликнулся с историей: мы уверены, что, основываясь на традициях, на знаниях, которые достались нам от предков, можно достичь совершенно большего. В частности, инновационного формата в продвижении STEAM-образования в Казахстане. Вообще концепт был придуман командой «Caravan of Knowledge» . Почему он нашёл отклик в наших душах? Потому что корни – это мудрость поколений, знания, которые нам были переданы предками. Их опыт, традиции и обычаи. Ствол дерева – это знания, а веточки – новые технологии, инновации. Листья – это молодое поколение, молодёжь, для которой мы делаем наш проект. Наш фестиваль именно для детей, подростков, для нашего будущего.
– Скажите, есть ли у компании «Шеврон» похожие проекты?
– Компания осуществляет проекты в области здравоохранения, образования, предпринимательства, экологии. У нас есть ряд программ, которые направлены на поддержку именно связи поколений, одна из них связана с развитием и возрождением ремесленничества в Казахстане. «Шеврон» с самого начала работы в Казахстане поддерживает тему культурного наследия. Например, в рамках таких проектов были изданы книги по декоративно-прикладному, изобразительному искусству Казахстана, книга «Новая жизнь старых традиций».
– Зарина, вам вопрос непосредственно как к организатору фестиваля. Вы четвёртый год проводите фестиваль, что за это время изменилось, какое каждый раз послевкусие от мероприятия?
– Знаете, послевкусие с каждым годом всё ярче, фестиваль растёт, масштабируется, увеличивается число желающих участвовать в нём, увидеть своими глазами. Проект начинался в период пандемии. И было здорово, что тогда компания «Шеврон» поддержала идею STEAM. В условиях пандемии у нас был онлайн-формат, и это не совсем для семьи, для детей, чтобы прийти всем вместе, окунуться в атмосферу всего происходящего действа. Тогда первая большая онлайн-конференция прошла на 12 тысяч человек. Но мы чётко поняли, что такие мероприятия, где мы объединяем разных стейкхолдеров в сфере образования, необходимы как воздух. Когда пандемия закончилась, совместно с «Шеврон» решили, что нужно делать подобное мероприятие офлайн. Долго думали, какой это будет формат. На тот момент таких фестивалей, как PRO.NRG, который объединил бы и родителей, и детей, и учителей, и госорганы, в нашей стране не было. Мы решили, что будем делать не конференцию, будем делать не форум, а событие, основой которого станет культура знаний для всех участников этой экосистемы. Чтобы со знаниями соприкоснулись родители, дети, бабушки, дедушки. А учителя могли поделиться инновациями и подходами, о которых родители, как правило, не знают. И чтобы государство увидело, какой огромный пул шикарных, талантливых педагогических кадров мы имеем в родном Казахстане. Темой первого фестиваля было STEAM-образование – почти 60% спикеров состояло из зарубежных приглашённых гостей. Скажу откровенно, для продвижения STEAMобразования найти классных, мощных спикеров, которые могли бы аргументированным и одновременно популярным способом передать научно-технические знания разной аудитории, было сложно. Зарубежные опытные спикеры показали нашим соотечественникам, как это можно делать весело, красиво, интересно, легко.
На втором форуме число иностранных спикеров сократилось. На третьем их стало совсем немного. В этом году у нас было только два иностранных спикера, все остальные – наши, отечественные. И вы сами видите: контент выступлений прекрасный, спикеры замечательные. Зачастую дело не в компетенции отечественных педагогов, а в умении преподавать и в умении доносить свои знания и навыки – этому мы тоже с огромным удовольствием и желанием учим наших педагогов.
– Жанар, хочется вернуться к проектам «Шеврон». По-вашему, какие из них имели и имеют значимость не только страновую, но и региональную, социальную?
– Компания «Шеврон» на рынке Казахстана работает уже больше 30 лет. И одновременно с нефтегазовыми проектами реализует большое количество социальных. В их числе материальная помощь людям, оказавшимся в трудных ситуациях, малоимущим семьям, ветеранам и так далее. Но постепенно наши проекты эволюционировали, и мы начали думать о том, чтобы они имели ещё больший эффект и устойчивость, долгосрочные результаты. В начале 2000-ых годов мы активно начали детские экологические бизнес-проекты, стали реализовывать проект по профориентационным навыкам среди воспитанников детских домов и интернатов. Также у нас был очень актуальный проект по трудоустройству безработных женщин, когда они получали обучение профессиям, которые были востребованы на рынке в тот момент. Важно отметить, что многие участники наших социальных проектов через время возвращаются к нам, но уже как состоявшиеся бизнесмены, предприниматели. Они так вдохновлялись, мотивировались, что, получив поддержку, рост, уже сами не забывают о социальной ответственности бизнеса.
– Действительно, очень интересные кейсы у компании «Шеврон». Кстати, я как-то была в Атырау и посещала Дом школьников – Абай орталығы, который тоже организовала и открыла ваша компания. Видела горящие глаза детей, их большой интерес. Центр по-прежнему активно работает?
– Да, конечно. Абай орталығы – один из наших флагманских проектов. Очень хороший показатель устойчивости в плане долгосрочной поддержки образования. Там работают различные кружки: программирование, робототехника, домбра, танцы и так далее. Эти и многие-многие другие инвестиции компании находят немало добрых откликов, можно в интернете посмотреть.
– Зарина, мне хочется у вас спросить, почему партнёром фестиваля PRO.NRG стала именно компания «Шеврон»? В любом партнёрстве надо быть уверенным, как разглядеть, убедить, привлечь самых надёжных и системных партнёров для проектов?
– Наши отношения складывались годами. И «Шеврон», и команда фонда «Caravan of Knowledge» очень много вложили в то, чтобы сам термин «социальное предпринимательство» не просто существовал на бумаге, а начал жить, дышать полной грудью. В рамках проекта фестиваля PRO.NRG мы начали друг друга больше узнавать, проникаться, вместе вдохновляться, совместно вносить всё новые и новые «изюминки». Кстати, сам фонд «Caravan of Knowledge» изначально зародился нативно. То есть не было такого, что мы сидели и думали: «А давайте создадим фонд и будем развивать STEAM-образование». Была пандемия, когда понимали, что огромный фокус внимания сосредоточен на медицине. Да, был важен вопрос выживания – так стоял вопрос, помним же все. Но мы видели также, что происходит с образованием. Надо отдать должное, в Казахстане смогли найти выход, начали вести телеуроки, активно пошло онлайн-обучение. И учителям, и детям, и родителям нужна была всесторонняя поддержка. Мы не могли на это смотреть равнодушно, в общем, началась как-то сама по себе естественным образом работа, которая переросла постепенно в создание фонда, который вот так вот взять и закрыть нельзя. С первой трансляции наше сообщество учителей выросло на сегодняшний день до 198 тысяч. Это большой процент от общего количества педагогов всего Казахстана. Шаг за шагом наш проект разрастался, и бессменным партнёром его всегда был «Шеврон». Мы очень благодарны, потому что «Шеврон» – компания, с которой ты постоянно растёшь. То есть помимо того, что у тебя есть определённые профессиональные принципы, планка, «Шеврон» также своими процессами, рефлексией создаёт такой высокий уровень, в соответствие которому ты начинаешь подтягивать все свои возможности максимально.
– Можно отметить, что ваш опыт вышел за рамки Казахстана, обрёл международное узнавание?
– Да, «Caravan of Knowledge» стал показательным и для мировой общественности. Казахстан стал представлять свой опыт в странах Юго-Восточной Азии как передовой в рамках образовательных комплексных решений. К нам начали обращаться за консультациями из разных стран. Мы делились опытом в США, Китай и Япония интересуются результатами нашей деятельности. Сейчас уже есть устойчивые проекты с этими странами, они также поддерживают STEAM в Казахстане. Это, конечно же, заслуга наших педагогов в первую очередь, их подход, их компетенции, их навыки, энергия, желания – наши учителя большие молодцы. Прошло время, когда мы не очень умели и нам приходилось всё время просить помочь опытом зарубежных экспертов, спикеров, сегодня мы и сами умеем, и других можем поучить.
– Чем нынешний фестиваль отличался от предыдущих?
– Очень выросло качество аудитории участников. Говоря простым языком, та глубина, которую мы задаём, находит отклик и отзывается. И мы за это очень благодарны. В этом году фестиваль ещё более научно-популярный. Тема «корней» имеет определённый энергетический контекст в том плане, что мы, поддерживая детей, вкладывая в них энергию знаний, подпитываем миссию, которую закладывали, сохраняли наши предки тысячелетиями. Неподдельный интерес, горящие газа детей – лучшее доказательство важности фестиваля. Отрадно, что на фестиваль едут дети, родители не только из всех регионов Казахстана, но и дальнего и ближнего зарубежья. Уверена: дети, получая знания, идеи, инсайты для себя, вернут через годы их родной стране как благо.
– Жанар, горящие глаза детей, о которых говорит Зарина, наверное, стимулируют «Шеврон» на поддержку и этого, и других проектов более всего?
– Безусловно. И горящие глаза детей, и вдохновлённые лица родителей, учителей, которые получают новые навыки, обмениваются опытом. У нас есть и другие проекты, которые мы неизменно будем поддерживать, в том числе в здравоохранении. Среди них проект по IT-обучению молодёжи в регионах, также людей с особенными потребностями. Они меняют жизнь людей в лучшую сторону. Эти и другие социальные, образовательные проекты мы реализуем совместно со многими НПО. За время работы в Казахстане компания реализовала более 300 программ, важных для общества. Благодарим за понимание и поддержку госорганы, НПО, граждан – всех, кто вносит вклад в развитие будущего страны.
– Зарина, расскажите немного о себе, чем вы занимались, как начала впервые проявляться ваша социальная активность?
– Моё первое образование – востоковед-синолог, то есть я изучала Китай. Мечтала быть послом, дипломатом, но ушла в сферу научно-технических переводов. И первая моя работа была связана с Институтом ядерной физики в Пекине, конкретно с проектом по производству одежды из экранирующей ткани для сотрудников атомной промышленности. Это был интересный опыт. Вот там я и познакомилась с проектным подходом. То есть, будучи филологом, как бы никогда в сторону менеджмента не смотрела, но в период своей работы в проекте я удивлялась, насколько все участники и процессы структурированы. Насколько всем, кто участвовал в проекте, всё понятно: кто что когда должен делать. Я думала, либо это ментальность китайцев, либо что-то вот другое. И поняла: это чёткий стандарт по управлению проектами, есть специальная методология, есть подходы, инструменты. И это меня очень увлекло. Сейчас я трижды сертифицированный международный проектный менеджер. Работаю с бизнесом. Буквально до пандемии начала интересоваться, что такое социальные проекты, полагая при этом, что социальный проект и я – это абсолютно разное. Разве может такой «чёрствый» прагматик, как я, делать проекты, где нужна душа, участие, тонкие материи, чуткость – думала я про себя, но всё более углублялась в тему соцпроектов. Но в жизни нет застывших догм, то, что мы делаем в «Caravan of Knowledge», важно, захватывающе, очень интересно. И я горжусь, дорожу тем, что мы с большой любовью реализуем во благо подрастающего поколения через знания. «Caravan of Knowledge» раскрыл во мне любовь к социальным инициативам. Сейчас это полноценная вторая деятельность, которой занимаюсь, и нам очень повезло с командой, с партнёрами, что мы можем, не отрываясь от основных своих увлечений, создавать такие большие проекты. И третья моя большая страсть – это водные ресурсы. Я очень серьёзно этим вопросом занимаюсь, сейчас обучаюсь на эколога. Очень хочу внести свой вклад в решение проблем грядущих кризисов водных ресурсов в Центральной Азии.
– Жанар, Зарина, вы, наверное, в школе были отличницами, участвовали в предметных олимпиадах?

Зарина: Вы правы: была отличницей. Училась в школе в поселке Чарск (недалеко от Семска), где все просто и знакомо: огород, скот, помощь по дому и да – книги, за которые ругали, потому что читала я везде и всюду, в них был весь мой мир.

Жанар: За книги и меня ругали в детстве. Я тоже из Восточного Казахстана, из п. Зайсан. И библиотека у нас была окном в мир. Потом был институт иностранных языков в Алматы, работа в частной компании, госуниверситете, много лет моя работа связана с «Шеврон». Я рада, что это компания, которая не только реализует социальные проекты, но также социально действует в отношении своих сотрудников. Соблюдается чёткий баланс между работой и личной жизнью, профессиональным ростом и семьёй. И это для всех нас, её сотрудников, – большие возможности трудиться и жить с радостью.
– Как фонд-партнёр компании могу подтвердить, что, работая с «Шеврон», постоянно принимаем участие в каких-то тренингах. SMМ-специалисты, бухгалтера, юристы, координаторы программ – любой участник команды в календаре событий найдёт что-то полезное для себя от «Шеврон». И мне очень нравится в подходе то, что мы встречаемся с остальными бенефициарами и тем самым взаимообогащаемся. Вот и фестиваль PRO.NRG – порядка 80% проектов, которые на нём представлены и имеют отношение к науке, знаниям, экологии и искусству, так или иначе связаны с «Шеврон». Хотела бы рассказать и о нашем совместном уникальном проекте – передвижной автобус-лаборатория выезжает в сельские школы. Мы не можем все школы оснастить лабораториями, не все могут приезжать издалека на фестиваль, но выездные лаборатории могут этот охват детей знаниями STEAM повысить. Наша лаборатория на колёсах ездит по регионам бесплатно за счёт «Шеврон».
– Итак, Зарина, подытоживая беседу, фестиваль PRO.NRG – это…
– Хороший способ получить прививку от нигилизма. Есть категории людей, которые говорят, что «наши учителя ничего не умеют, используют в работе устаревшие методики» и так далее, и так далее. Надо просто прийти и посмотреть, о чём говорят, что делают, что показывают, что умеют и как любят ваших детей педагоги. И ты из своих зашоренных заключений, убеждений выходишь. И понимаешь: учителя классные, дети классные, всё хорошо у нас. Просто надо поддерживать и детей в рамках семьи в стремлении к знаниям, и благодарить учителей, которые отдают душу и всё своё свободное время тому, чтобы дети что-то могли узнать дополнительно.
Фестиваль – это новые знания, эмоции, возможность рефлексировать. Но потом нужно ещё найти время, чтобы вспомнить услышанное и увиденное. Сделать выводы, которые могут лечь в основу трансформации жизненного пути или подходов. Очень важно по-другому взглянуть на своих детей, увидеть, в каком внутреннем мире знаний они живут, в какой реальности. «Наше время» прошло, сегодня совсем другой мир. И детям нужна поддержка другого характера, другого уровня. А они у нас такие молодцы, им просто не надо мешать, они найдут свой путь.
Просьба к родителям, к педагогам и всем, кто окружает молодое поколение: создать побольше для них возможностей, поддержать их. И когда многие думают, что «Caravan of Knowledge» первый вышел на рынок образовательных услуг с идеей Steam и «никого туда не пустит», поверьте, это не так. У нас особая установка в фонде: мы считаем, успехом будет то, что наши бенефициары либо сообщество вырастут до такого уровня, что мы станем не нужны. А мы бы занялись другими вопросами, например, функциональной, читательской грамотностью. У нас работает уже программа «Мурагер», в рамках которой мы отбираем в каждом регионе школы, с которыми делимся своими функциями. Мы всегда рады школам, группам экспертов, которые разделяют наши ценности, любят детей, умеют уважать труд педагогов, выстраивать созидательные взаимоотношения со стейкхолдерами, государством, партнёрами и так далее. Если не умеют, можем помочь, научить, чтобы они задавали свою повестку в рамках ценностных ориентиров Steam в регионе. Мы выдаём субгрант, который нам выделяет «Шеврон». Первый опыт уже есть, и он положительный. Словом, мы открыты и готовы к совместной созидательной деятельности.
– Жанар, что бы вы сказали молодёжи?
– Образование – наше будущее. Хочется сказать ребятам: всё в ваших руках. Нужно уважать свои корни, знать опыт, мудрость, которые достались нам от предков. Благодаря цифровым технологиям у нас очень много возможностей. Мы регулярно собираем статистические данные по нашим проектам. В частности, по «Caravan of Knowledge» была огромная цифра, которая впечатлила всех нас. В проекте за 4 года участвовало прямых бенефициаров, то есть непосредственно учителей, школьников, 50 тысяч человек. А бенефициаров, которые получают косвенные пользы: партнёры, университеты, школы – 220 тысяч.
– Действительно, цифры убедительные. Остаётся только пожелать компании «Шеврон» и «Caravan of Knowledge» новых достижений и совершений во благо нашего Казахстана.
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА,
редактор «Білімді ел – Образованная страна»,
журналист, ведущая подкаста
