Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества образования в средней школе

В течение последних лет в системе образования Казахстана произошло много изменений. Невольно задаешься вопросом, что нового принесет в педагогическую среду новый закон, какие цели он преследует, какие задачи стоят перед руководителем организации образования, насколько коллектив готов принять эти педагогические реформы? 

Директора, как педагоги-лидеры, должны быть готовы исполнить задачи перед государством: внедрение государственных образовательных стандартов, освоение новейших образовательных технологий, воспитание социально адаптированной личности.

Для определения стартовых позиций школы рекомендуется ежегодно проводить исследование в соответствии с методом триангуляции. Для обеспечения данного метода необходимо проводить анкетирование учителей, учащихся и родителей.

Анкетирование участников образовательного процесса позволит сделать шаг навстречу решению проблемы с нехваткой информации о том, какие управленческие решения и формы сотрудничества с учителями, в той или иной сфере, могут быть наиболее результативными.

Анализ всех выявленных проблем и обозначенных критериев позволит распределить их, согласно принципу Эйзенхауэра [1], на два критерия – «важные» и «срочные».

Согласно принципу Парето, из всех выявленных проблем 20% будут являться важными, тем не менее, большинство из них одновременно относится к числу срочных. К такому числу можно отнести развитие менторства, распределенное лидерство в коллективе и среди учащихся, выполнение которого будет сопутствовать приближению вас к цели.

Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. В данной статье показана аналитическая часть менеджмента, обусловливающего осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:

– организации иерархии управления через средства воздействия на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля и стимулирования.

– культуры управления, через развитие компетентностей педагогов на всех ступенях образования;

– отношений, основанных на равновесии интересов между всеми участниками образовательного процесса.

В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.

В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

За рубежом менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного менеджмента базируется на децентрализации управления в системе образования, – в ее контексте школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений [2].

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образования вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирования, когда организации образования уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольной организации и т. д. – требует изменения и субъекта управления.

Педагогический менеджмент выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

В теории менеджмента выделяют следующие основные функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава менеджмента принят среди специалистов всех сфер деятельности. Применительно к школе функции менеджмента имеют специфические особенности и подфункции. Третьяков П.И. в книге «Управление школой по результатам» выделяет следующие функции управления [3]:

  • информационно – аналитическую;
  • мотивационно – целевую;
  • планово – прогностическую;
  • организационно – исполнительскую;
  • контрольно – диагностическую;
  • регулятивно – коррекционную функции.

Процесс управления для всех самоуправляющих систем сводится к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Информационно – аналитическая функция

Обновление управления средней школой связывается, прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой – выделяют три уровня информации.

Для школы – административно-управленческой (директор, заместители, диспетчер и др.);

уровень коллективно-коллегиального управления (попечительский совет школы, педсовет, методсовет, общественные организации);

уровень ученического самоуправления.

Таким образом, одна из важнейших функций в управлении образовательным учреждением является информационно-аналитическая, главная суть, которой состоит в систематической работе с управленческими и педагогическими кадрами.

Мотивационно – целевая функция

Выбор цели это исходная позиция, первый этап управления, его творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это характерно для педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности – важнейшая задача школьных менеджеров.

Планово – прогностическая функция

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один из основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований.

Они заключаются в следующем:

  • единство целевой установки и условий реализации;
  • единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
  • осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
  • обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
  • стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Организационно – исполнительская функция

Для осуществления спланированных действий, необходимо определить, назвать людей, кто будет выполнять намеченное, то есть субъектов управления, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, иначе говоря, определить его функциональные обязанности.

К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относят:

  • реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности;
  • научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппаратов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива;
  • рациональную организацию труда;
  • формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.

Контрольно – диагностическая функция

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно – воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам).

В условиях большой самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна, как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.

В практике управления выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.

Первый этап – предварительный, предположительный диагноз.

Второй этап – уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования и т.д.)

Третий этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом, заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.

Таким образом, школа, как развивающая и развивающаяся система, может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но для обеспечения качественного выполнения государственного общеобязательного стандарта образования и уровня воспитанности школьников необходима и государственно – общественная экспертиза на диагностической основе.

Регулятивно – коррекционная функция

Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Конкретные формы и виды регулирования разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.

Таким образом, все функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Каждая из этих функций жизненно важна для любой организации, вместе с тем, планирование (прогнозирование и программирование), как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается основной, а другие функции ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Литература:

  1. Йорг Кноблаух (Jorg Knoblauch) – Расстановка приоритетов в работе по принципу Эйзенхауэра
  2. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Третьяков П.И. «Оперативное управление качеством образования в школе», М., 2004.

Мурат Асамбаев,
заведующий лабораторией ППиВИ
филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Нур-Султан

Мархаббат Карибаева,
директор КГУ «Белоусовская СШ №1»
Глубоковского района ВКО

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий