Влияние музыки на формирование нравственно – духовного мира дошкольников

Музыкальный руководитель детского сада «Самопознание» Айман Токанова в прямом эфире Фейсбука на странице «Самопознание «Бөбек» поделилась опытом работы по формированию нравственно-духовного мира дошкольников средствами музыкального развития и воспитания.

По ее словам, музыка издавна признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Ребенок – дошкольник накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и общее развитие.

Дошкольный возраст является особенно важным для последующего овладения ребенком основами музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности будет создано эстетическое сознание, это станет отличной базой для последующего духовного становления.

«Музыкальная культура начинает формироваться в детстве. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Музыкальный язык, имеющий общую с речью природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства. В семье ребенок слышит колыбельные песни матери, народную музыку», – отметила музыкальный руководитель.

С какого же возраста лучше всего формируются основы музыкальной культуры? Как музыкант-практик, Айман Токанова считает, что музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

«В процессе обучения мы должны воспитывать человека в целом, то есть его тело, разум и душу. Только тогда мы сможем выполнить свой долг по отношению к тем, кого развиваем и учим. Возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества, в настоящее время связана именно с нравственным воспитанием», – говорит педагог-музыкант.

Главной целью  своей работы музыкальный руководитель  считает  то, чтобы  воспитанники любили музыку, и она стала для них духовной потребностью.

В своей работе Айман Амангельдиевна большое внимание уделяет приобщению детей к произведениям народного творчества. Их сила воздействия возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности ребенка. Исходя из этого, педагог добивается, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, танцев, хороводов, музыкальных игр, а также активно включались в работу на занятиях и в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.

Интеграция духовно-нравственного компонента в музыкальную деятельность происходит посредством проведения тематических занятий, досугов и праздников.

Все досуги и праздники разнообразны по содержанию и форме. В них вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные и современные песни, а также танцы, игры, инсценировки, что позволяет детям получить незабываемые яркие впечатления.

Перед музыкальным руководителем стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Музыковед Михаил Казник выразил мысль, что «музыка – самая главная дисциплина: в ней и математика, и физика, и гармония, и красота».  Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Заметно акцентируется необходимость активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Гуманный стиль общения педагога и ребенка заставляет педагогов применять привлекательные для детей формы и методы организации музыкальной деятельности в детском саду.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни дошкольной организации.

Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединенные. Вид занятия определяется количеством детей.

Классификацию музыкальных занятий педагог делит по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Индивидуальные занятия проводятся с целью совершенствования развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

На традиционных или типовых занятиях А.Токанова включает  все виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, восприятие, пение), чередуя их между собой.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием какой-либо темы, которая является сквозной для всех видов деятельности детей в детском саду на месяц или неделю. Целостность музыкального занятия достигается развитием выбранной темы.

Например, тема месяца «Детский сад», подъемная тема недели «Игрушки».

Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии и интеграции образовательных областей и различных развивающих технологий.

Валеологические песни-распевки (с них начинаются все музыкальные занятия) – несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимающая настроение. Они задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика – периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачи установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Благодаря этому ручки детей подготавливаются к рисованию и письму.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересы.

Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия. Игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через «волшебный мостик» игры. 

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра. Музыка является источником духовного совершенствования, способна влиять на внутренний мир. Огромна ее роль в передаче народных ценностей и традиций. 

В нашей отечественной музыкальной педагогике различные аспекты внедрения народной музыки в учебный процесс изучали С.А. Узакбаева, М.Х. Балтабаев, Р.К. Дюсенбинова, Т.А. Кышкашбаев и др.

В своих исследованиях они показали народную музыку как часть народной педагогики, которая является мощным средством совершенствования воспитательной работы с дошкольниками. Знакомясь с народной, духовной музыкой, произведениями великих казахских и зарубежных композиторов, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, воспевание красоты родной природы. Дети получают разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.

Айман Токанова в своей работе использует авторские  песни. Они помогает установить незримые нити общения между взрослыми и детьми на занятиях. Авторские песни объединяет одно ценное качество – все они искренни. Это позволяет им касаться сокровенных струн человеческой души, становиться мощным средством человеческого общения.

Тематика  песен – дружба, доброта, любовь к Родине, природе родного края, верность долгу и др.

Опыт работы педагога по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что музыкальные занятия, досуги и праздники способствуют установлению нравственной, творческой атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительная динамика в усвоении дошкольниками общечеловеческих духовных ценностей. Детям присущи такие качества, как доброта, любовь к Родине, ценность дружбы и товарищества, взаимопомощь, чуткость в отношении к близкому человеку.

Проводимая работа не была бы столь эффективной без взаимодействия с семьями воспитанников. Беседы с родителями, консультации, совместная подготовка и проведение досугов и праздников помогают педагогу формировать внутренний мир ребенка, раскрывать его природные дарования.

В заключение  хотелось бы привести слова Сары Алпысовны Назарбаевой:  «Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый должен раскрыть себя!»

Детский сад «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий