Воспитание через искусство

Дошкольный возраст – самый сенситивный из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.

Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем незаменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности.

Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, отображая увиденное, пытаются так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические, духовно-нравственные чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Главная цель моей работы как педагога по изобразительной деятельности – научить мыслить, раскрыть творческие способности детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.

Для воспитания нравственно-духовных чувств и развития творческих способностей дошкольников по изобразительной деятельности в детском саду «Самопознание» созданы комфортные условия:

-разработан перспективный план работы с детьми по изобразительной деятельности с учетом традиционных национальных праздников, адаптированная программа  художественной мастерской «Радуга».

-собран демонстрационный иллюстративный материал, презентации «Наурыз», «Байконур», «Украсим пиалу», «Космический пейзаж», «Войлочные украшения», «Праздничная ёлочка», «Войлочные шарики для бус», «Праздничный дастархан» и т. д.

 -в детском саду создан мини-музей элементов казахской культуры  – это центр патриотического воспитания и декоративно-прикладного искусства.

Огромная роль в творческом развитии детей принадлежит родителям.

В совместной деятельности семейного клуба «Содружество» (сотрудничество с родителями) организовываем совместные выставки: «Мы любим наш детский сад», «Армысың, әз наурыз», «Осенняя фантазия», «Волшебница зима», «Подарок Деду Морозу», фотовыставка «Моя Родина – Казахстан!», «Помним сердцем», где дети приносят фотографии своих прадедушек и прабабушек, участвовавших в ВОВ. Данная выставка дает детям чувство гордости и любви к своим предкам.

Ежегодно в детском саду «Самопознание» проходит «День открытых дверей» для родителей, где проводятся открытые уроки по разным дисциплинам. По образовательной области «Творчество» в разделе «Рисование» в средней группе прошло занятие  на тему «Рыбка и её друзья». В разделе «Аппликация» в младшей группе было проведено занятие на тему «Цветущие одуванчики на джайлау». Проводился мастер-класс по совместной работе детей и родителей «Валяние цветных шариков из шерсти».

В свободное от занятий время осуществляется продуктивная, самостоятельная творческая и игровая деятельность детей, дети раскрашивают раскраски, рисуют, лепят на свободную тему, в образовательной деятельности осуществляется межпредметная интеграция при тесном сотрудничестве воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей.

Особое внимание уделяется организации и стимулированию наблюдений за нравственной стороной поведения человека, за его переживаниями. В процессе наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций ребенок учится судить о переживаниях людей по внешним проявлениям, по мимике, позе, жестам людей. Педагог стремится к тому, чтобы дети не оставались сторонними наблюдателями, а отзывались бы радостью на радость, сочувствовали огорчению другого человека, а если возможно, подбодрили его, помогли ему.

Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни; поведение персонажей рисунка определяется представлениями, потребностями и идеалами ребенка. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощении ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.

Содержание педагогической деятельности по нравственно-духовному и эстетическому воспитанию средствами изобразительной деятельности включает в себя следующие виды деятельности и направления:

Создание предметно-развивающей среды. Рисунки, отражающие летний отдых с родителями, встречи с друзьями. Доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим. Изготовление оригами – самолетиков и корабликов для последующего применения бумажных игрушек в играх на прогулке. Нравственно-духовные чувства: дружба, верность, доброжелательность, отзывчивость, любовь.

В осенний период дети рисуют «Волшебные листики», это воспитывает бережное отношение к природе, животному миру. Проводится конкурс рисунков и поделок из различных материалов «Осенние фантазии» по наминациям: «Яркие краски осени», «Цветочный край», «Раз шишка, два шишка», «Рисуем природу», «Креативный дизайн», «Творческая фантазия». Нравственно-духовные чувства: доброжелательность, бережность, взаимопонимание.     

На день Благодарения дети своими руками изготавливают открытки для сотрудников детского сада «Самопознания» и для работников службы озеленения центра «Бобек». Умение благодарить за труд и заботу очень важно для развития у детей таких важных качеств, как доброта и уважение к окружающим людям.

Большое значение в нравственно–духовном воспитании дошкольников играют творческие выставки. Выставка групповых и индивидуальных работ, поделок, рисунков, аппликаций на тему «30 лет – Независимости Казахстана». Тематика  выставки прививает интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывает патриотические чувства. Воспитание доброго отношения к людям, окружающих ребенка, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Подготовка к различным праздникам, изготовление поздравительных плакатов, подарков, открыток способствуют формированию нравственно-духовного отношения к культурному наследию. «Подарки для Деда Мороза», «Подарок для любимой Мамы», формируют нравственно-духовные ценности: любовь, уважение, добросердечность.

В рамке декады «Самопознание» в центре «Бобек» был организован конкурс рисунков «Доброта шагает по планете», в котором приняли участие дети детского сада «Самопознание». В своих детских рисунках дети передают тепло и доброту своих сердец. Также дети готовят поздравительные открытки и подарочные поделки в честь декады.

Рисование и аппликация национальных орнаментов с использованием их в посуде, одежде, предметов быта и т.д. воспитывают интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Рисование ко Дню космонавтики, презентация «Космическое путешествие», игры-викторины воспитывают чувство гордости за людей, покоривших космос.

В детском саду собран демонстрационный иллюстративный материал, дидактические таблицы по декоративно-прикладному искусству. Яркий иллюстративный материал, который используется в рабочей тетради, комплекс творческих заданий по рисованию и аппликации. Это, несомненно, положительно сказывается на повышении их самооценки, развитии творческих возможностей.

Основы нравственного и духовного отношения к окружающему миру закладываются у дошкольников в процессе организованной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, а также  это огромная каждодневная работа педагогов. В формировании нравственно-духовных чувств у дошкольников необходимо опираться на игровые формы и методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В совместной изобразительной деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая, друг другу, что отражается на нравственно-духовном развитии личности дошкольника.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.

Наблюдения жизни являются обязательным условием изобразительной деятельности. Сталкиваясь с различными поступками людей в детском саду, семье, ребенок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения людей. Затем дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не все доступно и посильно ребенку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдения близкий детям материал, обсуждает с ними, как лучше изобразить, чтобы было понятно, что хочет сказать ребенок. Со временем содержание наблюдений усложняется, увеличивается степень самостоятельности ребенка в отборе жизненного материала для изображения в рисунке.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведет, в конечном счете, к самовоспитанию.

Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому используем самое действенное средство на дошкольника – игру, театральное действие, куклу, сказку.

Средствами выражения чувства в рисунке служат композиция, цвет и динамика изображения. При их помощи ребенок выражает свое отношение к изображаемому. Одни явления радуют, удовлетворяют, нравятся ребенку, и он рисует их красивыми, яркими, красочными – это положительная оценка. На другие он реагирует отрицательно и потому изображает их мрачными или карикатурно некрасивыми.

Основной формой работы по развитию и совершенствованию художественных способностей детей стала творческая работа с разными художественными материалами, с использованием большого количества изобразительных приемов. Применение спектра технических возможностей позволяет ребенку осуществить наиболее яркую передачу образа. 

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования. Рисование нетрадиционной техникой – солью, вилкой, трубочками и т.д. К примеру, соль – это материал доступный, простой в исползовании, экологический безопасный, здоровьесберегающий, а, главное, способный максимально разбудить фантазию ребенка. Рисование с солью наряду с развитием  художественно-творческой активности детей,  их фантазии совершенствует мелкую маторику рук, стимулирует развитие речи, даёт коллосальный арт-теропевтический эффект и способствует гармоничному развитию ребенка.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования:

Совершенствовать знания, умения и навыки в экспериментировании разными материалами.

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиции, материалов, способов и приемов реализации.

Развивать чувство композиции, цветовосприятие, воображение, творчество.

Для развития творческого воображения использую нетрадиционные техники рисования (отпечаток, оттиск, шаблонография, трафаретография, воскография, рисование по мокрому, пальчиками, ладошкой, кляксография, монотипия, пластилинография, граттаж, коллаж, компьютерная графика и т. д.).

Дети нашего детского сада участвуют в республиканских и городских  творческих конкурсах и занимают призовые места.

Очевидно, что без духовности мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. Без исторической помощи нет традиции, без традиции нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности нет народа. Именно поэтому сегодня педагогам и родителям необходимо обратить особое внимание на формирование духовных, эстетических чувств и творческих способностей дошкольников, развитие фантазии, воображения, самостоятельной деятельности.

Шолпан Джазыкпаева, преподаватель изодеятельности в детском саду «Самопознание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

5

Добавить комментарий