Сакен КАЛКАМАНОВ: Проект «Бестерек» – в пользу безопасного детства!

Туркестанская область – одна из самых густонаселенных в стране, где школьников более полумиллиона. Если проблема дефицита ученических мест решается строительством новых школ, то в регионе несколько лет назад острейшей стояла другая проблема – детский суицид. Картина начала меняться с момента запуска проекта «Бестерек», с помощью которого удалось снизить статистику попыток и ухода детей из жизни почти на треть. Об этом, а также в целом о развитии системы образования в регионе в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал заместитель акима Туркестанской области Сакен Калкаманов.

– Сакен Амангельдиевич, какие проблемы в сфере образования Туркестанской области вы можете отметить?

– На мой взгляд, «болевые точки» в этой сфере можно разделить на четыре составляющие.  Первое –  при создании Туркестанской области главные центры образования, на которые равнялись школы региона, остались в городе Шымкенте, бывшем областном центре. Там аккумулируются сильные материальные ресурсы, лучшие предметные кабинеты, оснащение. В большой области, где в основном сельские школы, по сути, не оказалось таких мощных центров, которые стали бы точкой роста для распространения знаний. Чтобы изменить ситуацию, в 2019 году мы начали открывать специализированные школы «Дарын» в каждом районе, в общем – 17. И, хочу отметить, занимаем первое место по количеству таких школ по республике. Одна из последних – школа «Дарын» им. Абая – открылась в 2020 году в городе Арысь. В эти новые учебные заведения привлекаем лучшие практики и технологии «Білім-Инновация лицеи». Приятно было увидеть на республиканском августовском совещании в списке «100 лучших школ Казахстана»  наши школы «Дарын». Уверен, что пока еще первые ростки дадут свои плоды через несколько лет в виде достижений педагогов и учащихся Туркестанской области.

Вторая проблема – педагогические кадры. Последнее тестирование показало, что 60% педагогов области не подтвердили свою квалификацию. Я думаю, к сожалению, это отголоски 90-х годов, когда в высшем образовании были определенные проблемы. В этом плане я поддерживаю министра просвещения Асхата Аймагамбетова – отбирание лицензий у нерадивых вузов. Из таких вузов в школы приходят педагоги, которые не дают тех знаний и методик, которые отвечают современным требованиям. Поэтому мы «просели» по многим позициям в сфере образования.

Третье – нехватка финансовых средств. Мы являемся самым крупным регионом в стране, у нас насчитывается более 1 тысячи объектов образования, более полумиллиона детей школьного возраста, соответственно, требуется больше ресурсов и денег на их воспитание и обучение. Бюджет Управления образования – 400 млрд тенге – треть бюджета всей области. Из них 92% – это заработные платы педагогов и работников организаций образования. В итоге не хватает средств на развитие дошкольного образования, покрываем лишь потребность в детсадах детей с 3 до 6 лет. В регионе один из самых низких коэффициентов выплаты за одного ребенка по подушевому финансированию. Между тем, сейчас Туркестанская область на этапе становления промышленности, крупных предприятий, которые могли бы продвигать экономику, и образование в том числе.

И надо честно говорить о четвертой проблеме –  коррупции, тормозящей развитие почти всех сфер жизни общества. Мы ввели программу, которая исключает контакт директоров школ с претендентами на работу учителей. В 2020 году из 9 тысяч вакансий половину заполнили через электронную систему, и это сразу положительно сказалось на показателях коррупции. Тем не менее, проблема есть. Борьба с коррупцией усложняется еще и тем, что контроль за организациями образования подняли с районного на областной уровень. То есть сегодня областное управление должно уследить за 17 районами, за более чем 1000 объектами образования и 120 тысячами педагогов. В районах всего 3 специалиста курируют более 100 школ, где учатся 50-60 тысяч детей. Конечно, это неподъемная ноша для органов образования. Думаю, здесь мы вместе с республиканскими органами должны принять взвешенное решение, пересмотреть подходы, научиться доверять районным акимам, которые отвечают за сферу образования. Кому как не им решать эти проблемы, при этом, конечно, они обязательно должны выстраивать эффективный контроль.  Полностью поддерживаю введенную Министерством просвещения ротацию директоров школ – это очень помогает в деле кадровой расстановки, борьбы с коррупцией.

Вот 4 составляющие, решение которых, по моему мнению, должно принести успех и повысить качество образования в области.

– В прошлом году Министерство просвещения запустило специальную программу по привлечению педагогов в регионы с дефицитом кадров. Ваша область – в их числе.

– Эта программа сейчас реализуется по поручению Президента РК. Мы прорабатываем этот вопрос, уже отправили 472 заявки, что нам требуются педагоги. Особенно нам нужны учителя русского языка и литературы, английского языка, физики, химии, математики, биологии. Пока прошли предварительное собеседование и тестирование чуть более 200 педагогов. Мы пока свою потребность не покрываем. Но в будущем с хорошим промоушеном этой программы ждем, что педагоги откликнутся, будут охотно и активно приезжать в Туркестанскую область.

– В Астане, где также очень активно растет численность населения, актуальна проблема переполненности школ. Школы не успевают строиться за жилыми комплексами… Какова ситуация с загруженностью школ у вас в регионе?

– Да, у нас остро стоит проблема нехватки мест в школах. Сейчас реализуются несколько программ. Например, в рамках проекта «Комфортная школа» планируем построить 86 объектов образования. В прошлом году в рамках другой госпрограммы мы возвели 46 школ – четверть всех школ, построенных в республике. Но мы все же отстаем от демографического роста населения области. Поэтому с каждым годом объем бюджетных ассигнований на строительство качественных и комфортных школ будет расти. В целом, чтобы покрыть потребность населения, нам требуется строить ежегодно 80 школ!

Сейчас у нас есть несколько школ с трехсменным обучением – эту проблему хотим устранить в следующем году. Есть вопросы к обновлению инфраструктуры. Пандемия обнажила некоторые дыры, например, в ряде школ области компьютеры не обновлялись 20 и более лет. Такие вопросы решаем комплексно.

– Как вы боретесь с проблемой детского суицида? Мы слышали, что у вас есть специальный проект, и уже есть реальные результаты от его внедрения…

– Верно. С 2019 года в Туркестанской области реализуется проект «Бестерек» – это превенция деструктивного и аутодиструктивного поведения учащихся в Туркестанской области. Другими словами, это система предупреждения суицида на основе комплексного подхода. Когда в 2019 году я был назначен на должность замакима области, застал высокую статистику суицидов, буллинга и преступлений среди несовершеннолетних – регион по этим негативным показателям лидировал по стране. Надо было что-то с этим делать, и мы начали работать с НПО, в частности, очень продуманные идеи поступили от Гульжан Веротской – с ней в том же году запустили многоплановый проект «Бестерек», состоящий из 5 основных этапов.

На первом этапе мы обучили педагогов-психологов и руководителей школ методам выявления групп риска и оказания психологической помощи ученикам. На основе анализа данных составили психологический паспорт на каждого ученика и в случае выявления проблем оказывали ребенку индивидуальную психологическую помощь. Самые трудные случаи выносились на заседания комиссии по делам несовершеннолетних.

Как выяснилось, даже при попытке суицида ребенка органы следствия прекращали дело, так как родители ребенка не желали огласки. Мы добились того, чтобы правоохранительные органы, прокуратура такие дела не прекращали, пока не будет выяснена причина. Зачастую дети не доверяют полицейским, а вот общественники, молодые ребята, психологи здорово помогали нам: при анализе соцсетей, беседах со сверстниками они выясняли истинную причину психологического поведения ребенка.

На втором этапе уделяется особое внимание дополнительному образованию. Выездной комиссией анализировались все школы в районах, где недостаточно дополнительных кружков и секций по интересам. При анализе поведения учащихся выяснилось, что многие дети испытывает одиночество, непонимание, замкнутость. Расскажу на примере Шардаринского района, который был лидером по детскому суициду. Чтобы исправить ситуацию, мы с районом реализовали проект по развитию дополнительного образования, и там в полную мощность заработал Дом школьников, открылись новые секции. Шардаринские ребята – талантливые, спортивные, недавно мальчик оттуда стал чемпионом мира по армрестлингу. Также в районе мы открыли яхтинг, спортивное ориентирование. Все это дало свои результаты. По итогам прошлого года в Шардаринском районе ноль суицидов. А ведь раньше доходило до 46 фактов в год.

– А где роль самих школ, педагогов в этом проекте, ведь основное время дети проводят в стенах школ?

– Вот как раз на третьем этапе мы усилили работу классных руководителей. От них многое зависит при контакте с детьми. Это не робот, который дает учебник, мол, учите третью главу, или ставит в журнале галочки, кто пришел, а кто отсутствует, и уходит по своим делам. Классный руководитель должен погружаться в жизнь ребенка, понимать, чем он дышит, быть в курсе всего происходящего с учеником в школе и дома.

Вот я вспоминаю свое детство. Мама работала учителем в школе №35 в Павлодаре, в районе химгородка, который считался одним из криминальных районов областного центра. Когда она стала классным руководителем, помню, ее ученики всем классом приходили к нам в однокомнатную квартиру. В доме все приходило в движение: мальчики весело с отцом что-то мастерили, девочки внимательно и старательно что-то готовили с мамой на кухне. Я тогда не мог понять, что происходит, почему у нас так много людей, теснота, какой-то бурный хаос общения. Понимаю сейчас – мама выполняла истинное предназначение классного руководителя. Не все дети находили внимание и теплое общение в своих семьях, они искали их у учителя, хотели подольше быть рядом с ним, с одноклассниками, а учитель это полностью поддерживал и одобрял.

Как в школах области поставлена работа классных руководителей? Этот вопрос для нас стал не просто праздным интересом, а серьезным поводом для анализа. Мы начали большую работу с классными руководителями, объявили среди школьников конкурс сочинений «Мой классный руководитель». Дети начали задумываться, кто такой их классный руководитель, какими качествами обладает, чем отличается от других, каким бы они хотели его видеть. По итогам сочинений выбирали лучшего классного руководителя и награждали.

– Очень интересный опыт, который было бы здорово транслировать на всю страну. Вы сейчас смотивировали предложить вам продолжить ваш конкурс сочинений в газете «Білімді ел – Образованная страна». И также, но уже в республиканском масштабе, определять по итогам лучшего классного руководителя и автора – ученика, также вручать призы, как думаете?

– Думаю, это было бы очень замечательно, интересно и действительно полезно. Да, продолжу свой рассказ о третьем этапе проекта – далее мы попросили классных руководителей пройти по домам ребят, чтобы определить их бытовые, психологические условия. Когда столкнулись со случаями, что родители не запускали педагогов в дом, подключили советы старейшин, которые стали сопровождать учителей в их обходах. В пилотном режиме в нескольких районах классных руководителей освободили от любых других нагрузок, и они стали больше времени проводить с классом, выезжать в походы и экскурсии. При этом обязательно предоставляли видео- и фотоотчеты внеклассных занятий – это тоже был шаг к тому, что классные руководители активно и с интересом подключались к работе с детьми.

– Хочется спросить о роли и месте родителей во всем этом процессе – первых и главных людей в жизни каждого ребенка – как их вовлекли в проект «Бестерек»?

– На четвертом этапе особое внимание было уделено именно родительским сообществам. В области некоторые родители, как правило отцы, работают в других регионах или странах, тогда практически одна мать воспитывает детей. Мы вовлекли НПО, которые взаимодействуют с детьми и родителями. При совете ветеранов открыли родительское сообщество «Әкелер мектебі», где ветераны, отцы делятся своим опытом воспитания. Такие сообщества отцов были созданы в каждом сельском округе. Успешно действует в области сообщество «Әжелер алқасы», которое принимает активное участие в попечительском совете школ области. Создали Ассоциацию родителей Туркестанской области на примере опыта лицеев  «Білім-Инновация». Представители ассоциации активно посещают школы, работают с родителями, проводят тренингы и семинары. Важно вовлекать родителей в учебную жизнь их детей. Мы учредили в школах игры по шахматам, волейболу между родителями. Все это способствует улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.

На пятом этапе усилен активный спорт. Мы, не мудрствуя лукаво, применили международный опыт. Как вы знаете, в каждой американской школе обязательно есть спортивная команда по футболу или баскетболу. У всех ребят-членов команды есть своя красивая форма с отличительными эмблемами. И мы решили пойти этим путем. В 2019 году в каждой школе Туркестанской области появилась своя спортивная команда на выбор по футболу, баскетболу или волейболу. Это командные виды спорта, где вырабатывается чувство товарищества и взаимопомощи. Мы попросили директоров школ и районные власти поддержать эти команды, помочь с экипировкой, спортивным инвентарем и выделить им комфортабельный автобус. Дети сами придумали названия команды и сами рисовали свои эмблемы и логотипы на формах. Так у нас появились «Шардаринские тигры», «Толебийские ястребы». Ребята участвовали в чемпионате по командным видам спорта, проходили сельские, районные и областные этапы. Проходит и турнир по футболу «Кожаный мяч». Безусловно, эта работа, помимо хорошего досуга, повысила самооценку учеников, ведь каждое достижение вселяет веру в себя и в команду. В этом году по итогам республиканской школьной олимпиады наша область заняла 1 место. Уверен, вся проводимая вкупе работа играет немаловажную работу и в улучшении успеваемости учеников.

– Насколько в итоге снизилось количество детских суицидов в регионе с момента запуска вашего проекта?

– Масштабный комплексный подход в реализации проекта «Бестерек» позволил снизить уровень суицидов в Туркестанской области на 32,5%. На 33% снижено количество преступлений со стороны несовершеннолетних. Цифры говорят сами за себя, и мы готовы делиться опытом с другими регионами, масштабировать этот проект на всю республику. Для всех нас важна жизнь каждого ребенка!

– Благодарим, Сакен Амангельдиевич, за такую реально проведенную работу в рамках проекта, безусловно, важного для системы образования не только вашей области, но и всей страны!

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Туркестан – Астана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий