Аттестация необходима для того, чтобы повышать качество образования

В прошлом номере газеты было опубликовано интервью с кандидатом в депутаты Мажилиса Парламента Ириной Смирновой, которая высказала свою точку зрения об аттестации педагогов. Тема оказалась актуальной и вызвала большой резонанс среди наших читателей. Мы решили подробней разузнать о том, что же изменилось в правилах аттестации и стали ли жестче требования к учителям. Предлагаем вашему вниманию интервью с главным экспертом управления по работе с педагогами Комитета среднего образования Министерства просвещения РК Гульмирой Алиевой.

– Гульмира Мухамедгалимовна, расскажите подробней о новых правилах аттестации, почему каждый педагог должен ее проходить?

– В соответствии с Законом «О статусе педагога» педагог обязан непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать или подтверждать уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет.

Правила и условия проведения аттестации педагогов были приняты в 2016 году, а 30 декабря 2022 года в них внесены изменения.

Проект Правил разрабатывался и согласовывался в течение нескольких месяцев. В соответствии с требованиями проект был размещен на портале «Открытые нормативные правовые акты», направлен на антикоррупционную экспертизу, согласован с НПП «Атамекен», Республиканской ассоциацией частных организаций, Общественным советом по вопросам образования и науки, защите прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Проект также согласован с местными исполнительными органами, Министерством труда и социальной защиты населения РК, Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, Министерством юстиции.

– Другими словами, проект документа был в открытом доступе и каждый учитель мог с ними ознакомиться?

– Совершенно верно.

– Что изменилось в правилах аттестации?

– Изменена последовательность проведения этапов аттестации педагогов. Если раньше педагоги на первом этапе сдавали квалификационное тестирование, а затем проходили квалификационную оценку и комплексное обобщение результатов деятельности, то теперь они на первом этапе проходят квалификационную оценку, т.е. рассмотрение документов на соответствие требованиям, на втором этапе аттестационная комиссия совместно с экспертным советом рассматривает портфолио педагогов, и после успешного прохождения всех этих этапов педагог проходит оценку знаний, т.е. квалификационное тестирование.

Необходимо отметить, что внесенные изменения в Правила в целом улучшили условия прохождения педагогами аттестации.

К примеру, педагоги, имеющие 30 и более лет педагогического стажа и уже имеющие категорию по новой системе аттестации, освобождаются от прохождения квалификационного тестирования. Они проходят второй этап аттестации, то есть сдают портфолио. При этом, если они захотят повысить имеющуюся квалификационную категорию, то аттестация проходит на общих основаниях.

Педагоги, также имеющие 30 и более лет педагогического стажа, но имеющие высшую/первую категорию по старой системе аттестации, освобождаются от квалификационного тестирования, если они переходят на категорию «педагог-модератор». В этом случае они проходят только второй этап аттестации, то есть сдают портфолио. Если же они захотят получить другие категории по новой системе аттестации, то аттестация проходит на общих основаниях.

Кроме того, педагоги, которым осталось 4 года до пенсии, освобождаются от аттестации, если они подтверждают имеющуюся по новой системе категорию. Если же они захотят повысить имеющуюся квалификационную категорию и, соответственно, получать надбавку, то аттестацию проходят на общих основаниях.

Для оптимизации и упрощения оценки знаний педагогов организаций среднего образования сокращено количество тестовых заданий по блоку «Предметные знания» с 70 до 30 тестовых заданий, по блоку «Методика обучения» – с 30 до 20 тестовых заданий. Исключены тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов. Снижен пороговый балл для прохождения оценки знаний педагогов. К примеру, для педагога-эксперта – с 15 до 12 баллов, для педагога-исследователя – с 18 до 16 баллов, для педагога-мастера – с 21 до 18 баллов.

– А судьи кто? Кем принимается решение аттестовать-не аттестовать?

– Для проведения процедуры присвоения или подтверждения квалификационных категорий на соответствие заявленной квалификационной категории создается экспертный совет отдельно по каждому предмету или по направлению, состав утверждается приказом руководителя органа управления образования на уровне местных исполнительных органов. Экспертный совет отдельно по каждому предмету или по направлению рассматривает и оценивает портфолио с присутствием аттестуемого в дистанционном или очном формате. Рассмотрение портфолио с участием аттестуемого длится не более 30 минут. При этом ведется аудио- или видеозапись. Аудиовидеозапись хранится в архиве организации, проводящей аттестацию, не менее одного года.

Для проведения аттестации педагогов создаются аттестационные комиссии, в состав которых входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», методисты учебно-методических кабинетов, организаций повышения квалификации, представители общественных и неправительственных организаций, специалисты органов управления образования, подведомственных организаций.

После рассмотрения и получения рекомендаций экспертного совета по каждому педагогу комиссия рассматривает портфолио педагогов и выносит одно из следующих решений:

1) соответствует заявленной квалификационной категории;

2) соответствует квалификационной категории ниже заявленной на один уровень;

3) соответствует квалификационной категории «педагог» (при несоответствии заявленной квалификационной категории);

4) не соответствует заявленной квалификационной категории.

– С учетом новых правил, сколько педагогов будут проходить аттестацию в этом году?

– По предварительным данным, в первом полугодии 2023 года планируют пройти аттестацию более 104 тысяч педагогов, из них на педагога-мастера – 712, педагога-исследователя – 23 682, педагога-эксперта – 27 469, педагога-модератора – 47 662, руководители и заместители руководителя – 4991.

Необходимо отметить, что аттестация не влияет на возможность педагога работать в школе. Аттестация позволяет педагогам получить дополнительную надбавку к заработной плате, а также более эффективно подходить к вопросам повышения своего уровня квалификации и решать основную задачу – повышение качества образования.

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий