Куляш ШАМШИДИНОВА: Педагог должен быть добрым, порядочным, честным и ответственным – это моя философия, и она не изменилась ни когда я была учителем, ни когда я была главой школ, ни когда я была министром…

Почему ребёнку сегодня всё труднее сохранять интерес к учёбе и что на самом деле помогает, кроме репетиторов и оценок. Этот  разговор о том, что происходит между ребёнком, родителем и школой, когда исчезает радость от учёбы. Почему дети всё чаще закрываются, а взрослые теряются между любовью и контролем? Как вернуть доверие, уверенность и желание учиться – и детям, и самим себе? В студии подкаста SHAKARIM медиаресурса «Бiлiмдi ел – Образованная страна» известный педагог Куляш Шамшидинова. Конечно, инфоповодом к встрече и интервью стало издание книги Куляш Ногатаевны «Лучший», которая уже вызвала огромный резонанс и интерес у широкой родительской и педагогической общественности. Всех читателей поздравляем с выходом настоящего прикладного пособия, как помочь школьнику в учёбе и не только. Книга также будет полезна тем, кто верит, что образование начинается не с программы, а с отношения. Кто хочет не просто «правильно воспитывать», а слышать и понимать своего ребёнка. В беседе с главным редактором издания, журналистом Ляззат Туркестановой Куляш Ногатаевна говорит просто о сложном: что важнее, понимание или оценки, как выбрать учителя, как не выгореть родителям, почему ребёнку нужна не идеальная мама, а спокойная.

– Куляш Ногатаевна, поздравляю вас с изданием книги. Это событие. Какое у вас послевкусие – после того, как книга вышла, после проделанного труда?

– Ожидание. Как читатели воспримут. Насколько эта книга будет полезна для родителей, для детей, для учителей. И есть определённая тревога, конечно. Потому что, когда пишешь выступления, доклады, знаешь, кто перед тобой: известная аудитория, более профессиональная, которая уже «в теме». А в данной ситуации я не знаю,  кто с этой книгой сегодня сидит в руках на той стороне. Есть определённая тревожность, и есть определённые ожидания. Конечно, когда ты что-то делаешь, хочется, чтобы оно понравилось. Мы же все люди.

– Мне кажется, тревога напрасная. Книга действительно полезная. Я познакомилась с вашим трудом и даже успела поделиться им со своей подругой. У нее дочь. Креативная, творческая, но не хочет учиться. И мама переживает: ребёнок не хочет, надо вести к психологу, или это нормально и это пройдёт?

– Видите ли, современный мир очень интересен. Среда обучения очень широкая, объёмная. Не только в школе можно учиться – можно и в другом месте. С другой стороны, современные технологии,  гаджеты, которые не всегда используются в школе, тоже в определённой степени напрягают детей. И, конечно, дети задают вопрос: «Зачем я учусь? Для чего я обучаюсь?». И тут надо помочь, подсказать. Если ребёнок не хочет учиться, маме всё-таки стоит поволноваться и понять, в чём причина, почему?

Если вы обратили внимание, на обложке книги силуэт. Несформированный ещё человек. И дальше что – набор знаний? Мы этим хотели сказать, что это очень ответственный период жизни ребёнка. Период, который просто так пропускать нельзя. Если в это время он это не получил, ему всё равно придётся в течение жизни набирать, добирать. Когда обучаем детей, мы должны учитывать историю восприятия мира.

Мы же в школу привели не «буратино». У него уже есть своё восприятие мира. И наша задача – те знания, навыки, умения, которые мы даём, должны превратиться в собственное.  Не переданное, а приобретённое каким-то образом.

Может быть, я какие-то слова говорю непонятные, но эти вещи мы должны говорить. То, что мы обучаем детей, к чему? То, что мы их учим, должно стать  приобретением, собственностью. Чтобы потом эту историю, опыт ребёнок мог в жизни использовать и понимать, где надо переучиваться, а что надо оставить.

 – Кстати, вопрос у многих русскоязычных родителей: детей отдают в казахские школы, но дети не могут учиться, пропадает интерес – как быть, если хочется дать детям то, что не умеют сами – с детства прекрасно владеть родным языком?

– Когда ребёнка приводите в школу с казахским языком обучения, вы должны понимать, что без вашей помощи ему будет тяжело. Значит, вместе учитесь, учите казахский язык. Чем больше языков ребёнок знает, тем больше польза. Но знать свой родной язык и думать на родном языке, к сожалению, сегодня стало роскошью. Поэтому, если родители не говорят на казахском языке и не могут помочь ребёнку дома, да, конечно, ребёнку на начальном этапе будет тяжело. Поэтому в данной ситуации надо всё-таки учиться. А мы что делаем? Мы сдаёмся. Сами не готовы трудиться, изучать язык. И жалеем детей, «ой мучаются, не могут», и передаём в классы с русским языком обучения.

– То есть ваш совет – не сдаваться. Самим учиться, самим трудиться в интересах ребенка – думаю, ваш совет окажется полезен многим. Кстати, как появилось название вашей книги – «Лучший»?

– Вообще, первоначальная идея названия была «Школьник номер один».  Но в ходе написания пришли к мнению, что будет «Лучший». Каждый человек может быть лучше. Лучшей версией себя самого. Давайте по порядку. Мы стали счастливее от того, что в нашей жизни появился ребёнок. Он нас осчастливил. А что мы, взрослые, сделали такого, чтобы ему сопутствовало счастье? Счастье в детстве, счастье во взрослой жизни. СЧАСТЬЕ – одним словом. Для этого надо помогать формированию человека, учиться быть счастливым. И учёба – хорошо, и твоё психологическое состояние – хорошо, хорошие взаимоотношения с окружающим миром. Да, в жизни бывает всякое. Ты где-то злишься, ты где-то обижаешься на кого-то, но обиду, злость может побеждать только сильный человек. Если у тебя есть эта внутренняя сила, ты победишь, ты найдёшь в себе силы не обижаться. Найдёшь себе силы остановить злость, которая из тебя выходит. Сможешь остановиться, прислушаться к голосу разума, сердца. Поэтому – «ЛУЧШИЙ». И надо верить в то, что все, кто рядом с тобой находятся, тоже ЛУЧШИЕ. Потому что «я» живу в лучшем мире, в окружении лучших людей.

– Куляш Ногатаевна, вы педагогическую карьеру начинали с учителя химии, окончив КазГУ. Работали директором школы, возглавляли Назарбаев Интеллектуальные школы, были министром науки и образования. За эти годы насколько ваша педагогическая философия изменилась и изменилась ли вообще?

– Она не изменилась. Учитель прежде всего Учитель. Он должен быть добрым, порядочным,  честным и ответственным. Эта философия у меня не менялась. Ни когда я была учителем, ни когда я была директором школы, ни когда я была министром. Почему? Потому что это человеческие качества, которые через тебя передаются твоим ученикам. Нельзя быть злым и одновременно работать. Требовательность – это другая теория. Умение требовать – это другое. Если ребёнок видит, что ты требуешь честно и справедливо, с добротой, желаешь ребёнку только лучшего и светлого, он тебя поймёт.

Доброта, сердечность, порядочность, ответственность, справедливость – это те качества, которые должны быть в каждом учителе. Ну, вообще-то, в каждом человеке они должны
быть!

– Мы уже привыкли к фразе «Учитель с большой буквы», что за этим стоит? Вы уж точно ответили на этот вопрос
давно…

– Учитель – человек, который умеет принимать решения, который может быть лидером. Человек, который несёт ответственность за свои поступки, за свои дела. Вы знаете, проблема этого времени в тех ценностях, которые в нас заложены. Я иногда думаю, почему мы, общество, воспитываем так, что кругом слишком много зла? Мне недавно отправили ролик 1968 года, где на улице спрашивают у людей: «2025 год каким будет?». Открытые лица, добрые, чистые помыслы. Говорят: «Всё будет хорошо, автоматизировано, люди будут добрее»…

Наши родители пережили Гражданскую войну, Великую Отечественную, видели трудности и всё равно верили в будущее. Сегодня наша молодёжь живёт в комфортных жизненных условиях, а трудности, сложности закаляют, делают людей сильнее, выносливее и вместе с тем добрее, более понимающими. Пусть стабильность будет всегда, но надо всему нашему обществу обратить огромное внимание в первую очередь на духовность, ценностность, нравственность.

– Тревожность стала частым состояние души современных людей, и молодёжи тоже…

– Огромный поток информации, когда ты читаешь и слушаешь, создаёт тревожность. И поэтому задача сегодняшней школы как раз заключается в том, чтобы эту информацию обрабатывать, получать из неё то, что действительно нужно, анализировать. И самое печальное  то, что любую плохую информацию быстрее разносим. Мы, люди, общество. Даже не думаем: правда это или неправда, не задумываясь, а что за этим стоит и что это может за собой повлечь.

– Да, вы правы, и, безусловно, влияние на психику, воспитание детей оказывается колоссальное.

– Вот здесь как раз-таки родители должны знать, что сейчас подростки изменились.  Подростковость наступает раньше из-за того, что они владеют огромным количеством информации. Когда человек владеет огромным количеством информации, он думает: «Я очень много знаю, я уже взрослый, я сам буду принимать решения». И начинает принимать решение, и начинает ошибаться. И тут что мы, взрослые, делаем? Говорим: «Я же тебе сказал». А вместо этого, наверное, надо подойти с другой стороны: «Давай поищем ответ на этот вопрос. Давай вместе»… Если родитель с утра до вечера сам сидит в Инстаграме, конечно, у него ни на что времени не хватит. К сожалению, на ребёнка тоже. На то, чтобы поговорить с ним со всей любовью, теплотой, участием, неспешно.

– Такое ощущение, что мы теряем свою идентичность в связи с цифровизацией, урбанизацией…

– Процесс урбанизации мы с вами не остановим. Из неё вытекают свои естественные неизбежные последствия. В первую очередь это, конечно, умение жить в большом сообществе, где люди разной национальности, разной религии, разных языков, разной культуры, воспитаний, системы ценностей. Значит, возникает очень серьёзная проблема и необходимость жить в согласии с людьми. Толерантность – это уважение. Если ты хочешь уважать свою культуру, свои, значит, корни, то, видимо, надо уважать и другие корни, и другие ценности. Вот тут поднимается вопрос нашей идентичности, когда важно  искать и находить любые возможные пути, чтобы при всём многообразии взаимопроникновения культур сохранить свою культуру, свой язык. Вообще в мире глобализации самая серьёзная проблема – не потерять свои традиции, культуру. Это очень серьёзные вещи. Урбанизацию не остановим. Значит, нам надо думать, как сохранить культуру. Традиции и обычаи сохраняются прежде всего в семье. Значит, в современном мире особенную важность и значимость обретает институт семьи. Вот раньше, кто бы к кому-нибудь в гости ни пришёл, всегда смотрели фотоальбом, да? А сейчас всё в компьютере или в ноутбуке. И вы заметили: когда собираются, все устремяют своё внимание в телефоны и сидят каждый в своём мире. Словно нет рядом людей, нет события, ради которого собрались, нет общения, нет теплоты, внимания. Если мы хотим сохранить свою идентичность, не надо громких фраз и каких-то специальных программ, начнём с самого простого и с самих себя – давайте культуру наших дастарханов рассмотрим. Мы же любим ходить в гости и приглашать гостей, например, самое простое – оставим все телефоны и будем просто общаться, говорить, слушать друг друга, сохраняя свои традиции, обряды и обязательно уважение друг к другу, почтение к старшим, заботу и любовь к младшим.

– Главный месседж родителям в вашей книге – «Мы должны доверять своим детям». Мы не доверяем своим детям, а потом «пожинаем плоды»?

– Будьте рядом с детьми. Будьте всегда рядом с детьми. Когда хорошо, когда плохо, когда получается, когда у него не получается. Второе: доверяйте, доверяйте детям. Современные родители стараются устроить своих детей в «самую лучшую школу». Что им можно посоветовать?  Всех детей в лучшую школу не отправишь. Лучше помоги, чтоб та школа, в которой учится твой ребёнок, стала лучшей. Как? Вникай в работу этой школы. Советуй, не будь только критиканом, не становись на баррикады. Никто не просит, чтоб вы купили школе компьютер или стол.  А сходи на уроки, пообщайся с учителями, сходи в парк с классом, организуй интересные, полезные мероприятия. Сделай так, чтобы школа, в которую ходит твой ребенок, стала лучшей. Той, в которой хотят учиться дети и куда хотят отдать своих детей родители.

– Всё верно, не стены и красивые интерьеры украшают школу, хотя они тоже важны, а душа, миссия, основы духовности и нравственности, которые она даёт. Кстати, сегодня, чтобы привлечь внимание к школе и к себе как к «звёздному учителю», многие молодые педагоги активны в соцсетях, снимают тиктоки, танцуют с детьми или сами…

– Думаю, учитель должен быть включён в жизнь детей, но не показушности ради, чтобы тебя тысячи раз посмотрели в соцсетях. Должно быть больше хорошего, дружеского взаимоотношения, но не панибратского. Учитель есть учитель, у него есть определённые обязательства перед государством, перед школой, перед детьми, перед родителями. И потом, если ты всё время в соцсетях сидишь, ты когда вообще профессионально развиваешься? Ты вообще читаешь книги современные? Вот быть в жизни ребёнка это не есть делать какие-то звёздные мероприятия. Быть в жизни ребёнка – это то, когда ты знаешь, как он учится, когда ты знаешь, как ему можно помочь, улучшить учёбу, улучшить поведение, улучшить какие-то жизненные вещи, поддержать, увидеть способности и направить его внимание в ту сторону.  Вот это и есть учитель. Поэтому, когда мы говорим лидер-учитель, мы верим, что он воспитает лидера. Если ты сам не лидер, вряд ли ты лидера воспитаешь. Видите, вот так вот быстро в рамках нашей беседы сложно давать характеристику современному учителю, потому что вообще сама профессия учителя уже выходит за пределы профессии. Это больше чем профессия. Но работа учителя не заканчивается, когда он закрыл дверь  школы и вышел из неё. Он не может вести себя недостойно ни в какой ситуации. Не может сказать: «Я отдыхаю, я не в школе». Учитель – это огромная мера ответственности, самодисциплины и бесконечного личностного и профессионального роста. Так было и, думаю, так будет всегда, как бы ни менялось стремительно время.

– Куляш Ногатаевна, ещё раз вас хочу поздравить с изданием книги. Это действительно праздник для всего педагогического сообщества. Представить сложно, сколько опыта, сил, энергии, души было вложено в «Лучший». Думаю, ваш авторитет поспособствует распространению педагогической мысли в сфере отечественного образования – через вашу прекрасную книгу. И приходите чаще на наши подкасты, когда хочется сказать своё слово читателям, слушателям, родителям, коллегам, обществу. Ваши мудрые мысли и слова полезны и важны.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий