Республиканский Форум педагогов: новый формат – эффективное содержание
Предстоящий учебный год связан с завершением Государственной программы развития образования и науки до 2019 года и переходом на последующую. В этой связи особо интересной и актуальной ожидается августовская встреча педагогов страны.
Нас ожидают новые тренды, направления, процессы, в которых педагоги будут выступать в ключевой роли исполнителя.
Но неизменной для педагогов остается деятельность преподавания, которая на любом из своих уровней – от дошкольного и дополнительного образования до послевузовского и повышения квалификации – должна чутко улавливать новые требования, в том числе формулируемые в Государственной программе, и выполнять роль challenge (как сейчас называют вызовы).
Опыт многовекторного взаимодействия и разнообразных feedback с педагогами и педагогическими системами в условиях Национальной системы повышения квалификации «Өрлеу» позволяет прогнозировать, каким должно быть преподавание, отвечающее ожиданиям и запросам.
Прежде всего, следует направлять обучающихся (в каком бы возрасте они ни были) на самовоспроизводство знания, противопоставив его потреблению. В этой связи лучшим дидактическим материалом становится не учебник (обучающемуся нужно его предварительно начитывать до занятия), а текст-оригинал, причем сложной структуры, преодолевать которую следует учить, чтобы запустить критическое мышление. Здесь, безусловно, возникнет трудность объективно-субъективного характера, связанная с поколением digital natives, которое будет парировать: Зачем искать, если можно «прогуглить». Для этого педагогу, во-первых, следует научиться работать с мотивами обучающегося, во-вторых, наладить функциональное сотрудничество on the same page – в одной тональности и на одной волне совместной деятельности, включая в него общение в формате office hours. Иначе говоря, педагог – фасилитатор усилий обучающихся. А еще ему следует освоить роль модератора, способного делегировать процесс обучения самим обучающимся.
Тогда педагог создает условия, при которых обучающиеся смогут представить лучшие образцы своей деятельности. Успех – ключевое слово современного образования, в котором все: цели, содержание, методика, технологии – должно быть направлено на его достижение, на accommodative jump. Причем успех и наибольший прогресс двусторонний и взаимообусловленный – в преподавании и обучении.
Успешное преподавание – обучение стимулируется story telling, когда педагог рассказывает историю с «сидящей в ней» проблемой, мотивируя познавательный и исследовательский интерес обучающихся, ведь проблему можно решить с помощью набора навыков. Ключевым дидактическим средством при решении проблемы становятся General-навыки, которые нужны буквально всегда и везде. Мы знаем эти навыки, но пока они не стали нашими аутентичными навыками (критическое мышление, коммуникация и др.). Отсюда сложность в формировании их у наших обучающихся.
Думается, на предстоящем Республиканском Форуме «Глобальные ценности и качество казахстанского образования и науки» состоится содержательный разговор о главном – наших подходах к устойчивому развитию образования и науки, основа которого – эффективное преподавание.
Эффективное – не означает сиюминутных результатов, оборачивающихся впоследствии потерей Смысла, в особенности Смысла качественного преподавания.
Надеюсь, что новый формат традиционной августовской встречи педагогов будет по-настоящему эффективным.
Алма Мурзалинова,
директор филиала НЦПК «Өрлеу»
по Северо-Казахстанской области,
доктор педагогических наук, профессор
Загрузка...
Успешное образование -залог качества знаний учащихся.
???
???
???
Новый формат – осмысленные достижения ?
Статья Алмы Жакимовны отличается глубиной осмысления роли современного педагога в условиях трансформации философии образования.
В статье профессора Мурзалиновой А.Ж. раскрывается инновационная парадигма взаимоотношений педагога и обучающегося.
Спасибо автору за актуальную и содержательную статью!!!
???
доктор педагогических наук, профессор А.Ж. Мурзалинова уточняет содержание успешного преподавания.
В статье фигурирует современный взгляд на содержание успешного преподавания.
???
Тамыз конференциясынан жаңа бастамалар күтеміз!
Мақала өте өзекті. Шынымен, тамыз конференциясынан күштеріміз мол. Білім саласындағы өзгерістерге баға беріліп, жаңа мақсаттар да анықталуы сөзсіз.
Как всегда умно, креативно и в точку!
Спасибо автору за содержательную статью! Читала с большим интересом.
?