НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Акерке Ахметова
вице-министр юстиции Республики Казахстан
Интервью в рамках Послания Президента
– 2019 год объявлен Годом молодежи. Как Министерство юстиции реализует поставленные в Послании задачи, связанные с Годом молодежи?
– В ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан народу всегда уделяется особое внимание вопросам повышения образования. Елбасы Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года обозначил образование, как центральное звено новой модели экономического роста и отметил необходимость нацеливания на развитие способностей критического мышления у детей и молодежи.
Да, Министерство юстиции работает с молодежью. Мы хотим стимулировать творческое начало и направлять этот потенциал в конструктивное русло. Поэтому при поддержке Министерства юстиции проводятся конкурсы среди школьников и студентов. Например, в 2017 году Министерством юстиции при поддержке Фонда Первого Президента Казахстана – Елбасы была инициирована идея проведения конкурса среди школьников Nazarbayev Fund Schoolls Challenge. Кроме того, проводятся республиканский конкурс на лучшее эссе «Будущее за тобой: изобретай и созидай». В этом году итоги конкурса будут подведены в конце октября т.г.
Также мы проводим уже ставший традиционным конкурс достижений в области изобретательства «Шапағат». Здесь нет ограничений по возрасту, поэтому нам бы хотелось видеть здесь больше молодых изобретателей.
– Расскажите, пожалуйста, о конкурсе Фонда Первого Президента – Елбасы, который проходит среди школьников, какие задачи и цели преследует данный конкурс?
– Основной задачей конкурса является стимулирование и поддержка интеллектуального потенциала наших школьников, повышение их интереса к созданию продуктов интеллектуальной деятельности и ознакомления широкой общественности с творческими и научными достижениями молодежи.
Поскольку конкурс проводится среди старшеклассников, одной из основных целей является формирование у школьников мотивации к осознанному выбору профессии, и стимулирование выбора инженерно-технических специальностей.
– Каковы условия участия и насколько широкий охват данного конкурса?
– К участию в конкурсе допускаются обучающиеся средних школ Республики Казахстан в возрасте от 16 до 18 лет. Они должны свободно владеть английским языком, иметь достижения в области физико-математических и естественных наук. Конкурс состоит из двух этапов: регионального и финального. По итогам финала победители едут в Кренфилдский университет в Великобритании в рамках недельной учебно – познавательной поездки. За три года проведения конкурса Кренфилд посетило 120 старшеклассников из Казахстана.
– А почему именно Кренфилдский университет в Великобритании?
– Это научно-исследовательский университет, являющийся одним из лидирующих послевузовских учебных заведений Великобритании в области науки, техники и технологий, который имеет авиационно – космическую школу, собственный аэропорт и учебные самолеты. Тематика конкурсов посвящена аэрокосмической промышленности. Национальный авиаперевозчик Эйр Астана является одним из основных партнеров конкурса, который проявляет особый интерес к конкурсу, готовя заранее пул будущих пилотов и технических специалистов по управлению воздушными суднами.
Для развития экономики необходимо развивать логистику. Поэтому мы предполагаем, что тематика конкурса из года в год будет меняться, от воздушной к железнодорожной, от железнодорожной к морской логистике и т.д.
– Кем финансируется и каковы ожидания от этого конкурса?
– Конкурс проводится при поддержке Корпоративного фонда «Самрук – Казына Траст» и Национальным перевозчиком Эйр Астана. Также важно подчеркнуть, что одним из главных соорганизаторов конкурса является Назарбаев Университет.
В целом проведение такого конкурса дает возможность школьникам больше узнать о потенциальных возможностях, о технической стороне аэрокосмической отрасли. Надо отметить, что конкурс проводится на английском языке, высокопрофессиональные специалисты Кренфилдского университета оценивают работы наших участников, и по их оценкам уровень знаний участников очень высок.
Несомненно, влияние конкурса на осознанный выбор профессии, на глубокое понимание науки и техники в жизни старшеклассников привел к положительным результатам. Один участник нынешнего конкурса зачислен в Московский авиационный институт, два участника прошлогодних конкурсов являются студентами Академии гражданской авиации в г.Алматы и более 40 участников стали студентами инженерно – технических специальностей Назарбаев Университета и других ведущих технических отечественных и зарубежных ВУЗов.
Одним из ярких примеров положительного эффекта конкурса является победа Евгения Демиденко, участника прошлогоднего конкурса из Кызылорды, ныне студента Казахстанско – Британского технического университета. Он создал новый концепт самолета в рамках выполнения задания конкурса. Впоследствии концепт был приобретен одной из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники – американской компанией The Boeing Company. Парень в столь юном возрасте не только нашел свою нишу, но и заработал не плохие деньги.
Таким образом, мы можем смело сказать, что в скором будущем мы будем говорить не только «Сделано в Казахстане», но и «Изобретено в Казахстане». Будем надеяться, что участники конкурса пополнят ряды высокопрофессиональных граждан Казахстана в различных областях науки и техники.
Ляззат Туркестанова
Загрузка...