Как ЕНУ готовится к дистанционному обучению в новом учебном году

Процесс ускоренного перехода ЕНУ имени Л.Н. Гумилева на онлайн обучение заставил пересмотреть некоторые моменты в образовании и адаптироваться. Все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных аналогов, были перенесены в онлайн среду. 

Большую роль в обеспечении безболезненного перехода вуза на дистанционную форму обучения сыграл Департамент информатизации (ДИ). Благодаря сотрудникам Департамента (зам.директора Махмутову Г.Р., начальникам отделов Нуржанову Е.Б., Баядилову М.И., Тенбаеву К.М., Омарову Е.Ш.) удалось в кратчайшие сроки устранить возникшие технические проблемы и наладить процесс перехода на онлайн обучение. Своевременная поддержка со стороны руководства вуза, четкий, согласованный план действий способствовали быстрому решению всех поставленных задач. Ведь дистанционное обучение невозможно без IT-инфраструктуры, без социальной поддержки ППС и обучающихся, без материальных ресурсов.

Применение в учебном процессе информационных технологий – одно из приоритетных направлений в работе вуза. Реализацию дистанционного обучения обеспечивают такие образовательные платформы университета, как: edu.enu.kz, mooc.enu.kz, moodle.enu.kz, содержащие цифровые образовательные ресурсы, функционирует система управления электронной почтой mail.enu.kz, электронно библиотечный каталог catalog.enu.kz, медиатека научной библиотеки emedia.enu.kz, имеются электронные ресурсы научной библиотеки library.enu.kz.

Деятельность университета также осуществляется использованием ряда систем и ресурсов: официальный сайт университета www.enu.kz, система электронного документооборота doc.enu.kz, система видеонаблюдения macroscop.enu.kz, система для проверки текстовых документов на наличие заимствований antiplagiat.enu.kz, система управления контроля доступа perco.enu.kz, система мониторинга состояния серверов и сетевого оборудования zabbix.enu.kz, система синхронизации корпоративных данных sync.enu.kz, система резервирования базы данных beckup.enu.kz. Систему администрирования и управления учебной деятельностью университета обеспечивает АИС «Platonus».

Для эффективной работы АИС «Platonus» работники департамента за счет перераспределения существующих серверных мощностей произвели обновление и увеличение технических характеристик серверов: увеличение дискового пространства от 2 Тб до 12 Тб, увеличение мощностей центрального процессора на 50%; увеличение оперативной памяти на 100%, а также в систему АИС «Platonus» были внедрены дополнительные информационные сервисы – модули «Задание» и «Обходной лист».

Для организации дистанционного обучения и для корпоративного использования облачных и гибридных сервисов Microsoft было развертнуто дополнительно 18 серверов (2 сервера Active Directory, 2 сервера Active Directory Certificate Services, 4 сервера Active Directory Federation Services, 2 сервера Azure AD Connect, 3 сервера Exchange Server, 3 сервера Skype for Business Server, 2 сервера System Center Configuration Manager).

Для информирования обучающихся и ППС в условиях дистанционного обучения на сайте вуза создана страница: «COVID-19», открыт call-center.

Дистанционное обучение возможно лишь при условии наличия технических средств (персональный компьютер, моноблок, ноутбук, планшетов) и сети интернет. В связи с этим сотрудниками департамента организована временная передача 170 единиц персональных компьютеров преподавателям и студентам путем доставки их на дом и дальнейшим подключением. В студенческих общежитиях университета была модернизирована сеть WI-FI и количество точек доступа увеличено еще на 30 единиц. Кроме этого, в студенческих домах были установлены дополнительные компьютеры.

В университете увеличена скорость входящего и исходящего канала (интернет) связи с 2048 Мбит/с до 3074 Мбит/с.

Для осуществления эффективного диалога между преподавателями и студентами было предложено использовать платформы «Microsoft Teams», «ZOOM», «Google Hangouts + Google Hangouts on Air», «Cisco Webex». Сотрудники департамента ежедневно осуществляли онлайн консультации ППС и студентов вуза по использованию инструментов дистанционного обучения, а также при необходимости лично осуществляли установку программного обеспечения на персональные компьютеры преподавательского состава.

Благодаря разработанному сервису интеграции АИС «Platonus» ‒ «Active Directory» все пользователи получили возможность подключения к Microsoft Teams с использованием учетной записи в АИС «Platonus». Согласно статистике, в службах «Active Directory» созданы учетные записи более 19200 обучающихся (99%) и 1885 (72%) сотрудников и ППС. Департамент осуществлял консультирование, сопровождение, обучение студентов, ППС, сотрудников АУП по работе с Microsoft Teams, с этой же целью были подготовлены и размещены инструкции для пользования платформой.

Все перечисленные платформы намного облегчили процесс дистанционного обучения, через них проводились видеоконференции, групповые чаты, демонстрировались презентации, тесты, опросы, видео и аудио материалы. Еще одной областью работы сотрудников департамента было и является оказание технической поддержки в проведении онлайн совещаний различных уровней на платформах ZOOM, Microsoft Teams. Так, на платформе Microsoft Teams на сегодняшний день проведено 23272 совещания, из них более 120 онлайн встреч с представителями МОН РК.

В период с 1 по 31 мая текущего года департаментом организована работа по подготовке компьютерных классов для проведения защиты отчетов по прохождению профессиональной практики, научных стажировок, для сдачи государственных экзаменов в онлайн режиме, защита дипломных работ и защита магистерских диссертации.

Для организации работы приемной комиссии университета установлены и настроены компьютеры в количестве 100 единиц.

В условиях карантина подача заявлений на поступление от абитуриентов осуществляется в онлайн режиме. С этой целью создана виртуальная приемная комиссия, которая осуществляет консультирование и прием документов. На платформах Microsoft Teams и ZOOM созданы видеоконференции, где осуществляют работу 30 активных консультантов.   

Сотрудники департамента планомерно осуществляют работу по функционированию компьютерной техники, по обеспечению ее необходимыми расходными материалами. В целях бесперебойной работы и незамедлительного устранения технических неполадок компьютерной техники в приемной комиссии организовано посменное дежурство сотрудников ДИ.

В период сдачи ЕНТ кроме компьютерной техники была осуществлена подготовка, диагностика, чистка и регулировка камер систем видеонаблюдения, сопровождение в обработке видеоархивов с камер видеонаблюдения в аудиториях ЕНТ, онлайн трансляции через официальный канал университета на «YouTube».

Таким образом, можем с уверенностью констатировать, что ЕНУ им. Л.Н. Гумилева имеет оснащенную материально-техническую базу для получения знаний в новом е-формате. Нельзя сказать, что проблем вовсе нет, но при поддержке руководства вуза все проблемы решаемы. Безусловно, использование образовательных и национальных платформ и в дальнейшем станет неотъемлемой и обязательной частью учебной и научной деятельности нашего университета. Сотрудники же Департамента информатизации приложат все усилия для обеспечения бесперебойной работы в данном направлении. 

Нурлан Мукатаев,
Директор департамента информатизации

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий