Пресс-тур в ВКУ им. С.Аманжолова: Инклюзивный опыт, развитие науки, труд учёных, синергия во благо…

Глава государства К.К. ТОКАЕВ уделяет большое внимание развитию инклюзивного образования в стране. Огромное значение придаётся развитию отечественной науки. Работу, которая в этих направлениях успешно осуществляется, важно транслировать, с этой целью Министерство науки и высшего образования по инициативе его главы Саясата НУРБЕКА организовало пресс-тур в ВКУ им. С.Аманжолова. Цель – посмотреть и рассказать в СМИ об уникальном опыте вуза по инклюзивному образованию и прикладной науке. Тема очень актуальная, ведь по статистике в Казахстане около 230 тыс. детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в инклюзивном образовании. Только в Усть-Каменогорске обучаются более 2 тыс. особенных детей. Эти аспекты необходимо помнить, знать, решать всеми силами, создавать условия, применять передовые научные подходы. ВКУ во главе с ректором Мухтаром ТОЛЕГЕНОМ работает в данных направлениях активно и динамично.

В помощь педагогам-ассистентам

Как известно, в системе образования Республики Казахстан с 2021 года была введена новая специальность «педагог-ассистент», он является посредником между педагогом и учащимся. Очень важно масштабирование усовершенствованной модели учителей. Специалисты ВКУ им. С.Аманжолова презентовали курс для развития профессиональных компетенций и обучили уже более 150 педагогов общеобразовательных школ. Месячная программа курса, составляющая 72 часа, предусматривает лекции по пяти модулям, практические занятия, самостоятельную работу и защиту курсового проекта. Для лучшего понимания темы предусмотрены обсуждение и рефлексия, работа с документацией, занятия в малых группах. У слушателей также есть возможность пройти более продолжительную версию обучения – два месяца – 135 часов. По словам авторов, по окончании обучения «педагоги 2.0» владеют методами комплексного обследования возможностей ученика, технологиями составления индивидуальных развивающих программ, знают основы положений международной и отечественной нормативной базы, разбираются в документации психолого-педагогического сопровождения и др.

– На сегодняшний день в школах активно внедряется должность педагога-ассистента. Это мировой опыт. Обучая новых учителей, мы стремимся на своём уровне трансформировать систему казахстанского образования, – говорит руководитель Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» Алима Алипова.

Новые эволюционные подходы

ВКУ зарекомендовал себя как уникальная платформа эволюционного взгляда на инклюзивное образование. Наряду с обучением педагогов-ассистентов, реальной работой с детьми с особенными образовательными потребностями в вузе разрабатывают специализированную мебель, умные технологии и авторские методики работы с особенными детьми.

– Нами выпущено уже 154 педагога. Было несколько потоков. Нас радует, что количество желающих постоянно растёт. Это говорит об осознанности, трудолюбии и понимании сложившейся ситуации. К слову, педагогом-ассистентом может стать любой человек, имеющий педагогическое образование, – отметил сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ Рауан Байчинов.

Одна из первых слушательниц курса Салтанат Базарханова вспоминает, как впервые задумалась о необходимости новой специализации.

– Я достаточно проработала в образовании. На моём счету сотни учеников и достаточно опыта, но учиться и становиться лучше никогда не поздно. Недавно в мой класс пришёл ученик с задержкой речи. Тогда я поняла, что это особые условия, при которых мне нужно проявить себя по-другому. Сейчас я стала применять изученные методики на своём ученике. Прошло не так много времени, но я уже замечаю, что он стал более открытым. Между нами установлен контакт. Я верю, что со временем мой особенный ученик заговорит, – уверенно подытожила Салтанат Базарханова.

«Dana Bala» – успешный опыт работы

В 2023 году учёные университета выиграли грантовое финансирование для проекта «Центр компетенций по психолого-педагогической подготовке, реабилитации и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями», который реализуется на базе «Dana Bala». Результаты проекта, как рассказала одна из его авторов Алима Алипова, применяются дефектологами, психологами при комплексной диагностике и коррекции детей с ООП для социализации и обеспечения качества образования. Коммерциализированный проект включает в себя разработку авторских методических пособий, конструкторов, профессионального стола психолога-дефектолога, вертикализатора, парт для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и технические средства по реабилитации и развития детей с ООП. По данному проекту в ходе реализации получены 5 патентов на полезные модели и 12 авторских свидетельств на учебно-методические пособия, интерактивные тренажеры, альбомы, программы.

Одними из первых и громких изобретений стали кресло-вертикализатор, парты-растишки и регулируемые стулья. Специальную мебель изготавливает университетская команда разработчиков, в числе которых есть и инициативные студенты. На старте все образцы продукции прошли испытания на базе Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» и Центра поддержки реабилитации детей с церебральным параличом «DEMEY».

Кроме того, учёные вуза не пренебрегают современными трендами, внедряя ИИ в свои труды. Так, учёные изобрели интерактивный стол для дефектолога, оснащённый современными инструментами для помощи детям с задержкой речи. Его главным преимуществом являются авторские логопедические разработки и методики для коррекции на казахском языке. Не имеющий аналогов в Казахстане интерактивный стол для логопедов и дефектологов включает в себя сенсорный моноблок, интерактивную панель, профессиональное логопедическое зеркало, логопедические карточки и методический материал. А именно более 100 заданий для автоматизации звуков и элементарных математических представлений. Также их можно использовать для коррекции детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и с лёгким нарушением интеллекта.

– Это многофункциональное оборудование решает проблемы с фонетическим восприятием, зрительной и вербальной памятью, словесно-логическим мышлением, правильным произношением звуков, постановкой ударений. На сегодняшний день стол уже апробирован в дошкольных организациях образования, коррекционных детских садах, реабилитационных центрах, коррекционных кабинетах, – рассказал логопед-дефектолог высшей квалификационной категории, сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики, магистр дефектологии Рауан Байчинов.

Лучшие экспериментальные задачи

Как известно, коррекция невозможна без последовательной и логичной методики. Благодаря специалистам «Dana Bala» разработаны новые методы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и методические пособия для их родителей, а также педагогов. Команда учёного Рауана Байчинова предлагает несколько видов методических пособий, куда входят карточки мнемотехники, логоритмика, логопедический альбом, пособие для правильного произношения звуков и учебные книги с QR-кодами для детей с заиканием. Примечательно, что все материалы созданы на казахском языке. Однако учёные подчеркнули, что русский вариант не менее востребован.

Особое внимание учёные ВКУ уделили и правильному произношению звуков. Как оказалось, в логопедической практике чаще встречаются нарушения звукопроизношения у детей 6-7 лет. В частности, замещение, искажение, микширование свистка, гудения индийских звуковых групп. Эти дети нуждаются в эффективной, систематической, индивидуальной логопедической помощи. Также разработано пособие по лечебной ритмике, реализуемой с помощью языка, музыки и физических упражнений. В рамках масштабной работы команда ВКУ подготовила и логопедический альбом из комплекса игровых упражнений. В коллекцию отобраны интересные экспериментальные задачи.

– В Казахстане более 200 000 детей нуждаются в инклюзивном образовании, а в ВКО этот показатель достигает более 11 000 детей. Изучая и анализируя эту проблему, мы приходим к новым и более действующим решениям, – подчеркнула руководитель центра Алима Алипова.

Изобретатели постоянно трансформируют свои работы. В том числе специальную мебель для детей с ограниченными возможностями, которую можно использовать даже в домашних условиях. К примеру, кресло-вертикализатор, парты-растишки и регулируемые стулья, многофункциональная кровать-вертикализатор. Все ноу-хау изготовлены по главному принципу – безопасность, поэтому в производстве часто используется дерево, эко-кожа, а все углы мебели исключительно мягкие.

Экскурсия по технопарку «SHYGYS BASTAU»

На базе крупнейшего вуза ВКО Amanzholov University действует технопарк «SHYGYS BASTAU», который направлен на поддержку коммерциализированных и стартап-проектов в целях активного развития науки в ВКО. В настоящее время на базе технопарка реализуются проекты, такие как «Коммерциализация технологии производства композиционных фильтрующих материалов для очистки водных объектов», «Центр компетенций по психолого-педагогической подготовке и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями», общая сумма финансирования которых составляет 438 400 000 тенге, а также проект по грантовому финансированию «Мониторинг и прогнозирование водного режима агроценозов Казахстана в условиях глобальных изменений климата». В рамках данных проектов учёные и разработчики вуза занимаются исследованиями, анализом, прогнозированием и даже производством. В стенах технопарка активно изготавливают профессиональные столы психолога-дефектолога, вертикализаторы, парты и технические средства по реабилитации и развитию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В настоящее время получены 5 патентов на полезные модели и 12 авторских свидетельств на учебно-методические пособия, интерактивные тренажёры, альбомы, программы по проекту «Центр компетенций по психолого-педагогической подготовке и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями». Например, современный многофункциональный комплекс, включающий стол с сенсорным моноблоком, наклоняемой столешницей, тумба со встроенной песочницей, подсветкой и логопедическим зеркалом. Положение и высота регулируются автоматически под рост ребёнка. Оснащён авторскими интерактивными тренажёрами, состоящим из более 500 заданий. Зарубежные аналоги стоят более 3 млн тг, а предлагаемый комплекс со всеми принадлежностями стоит не более 1,8 млн тг.

Реализация коммерциализированных проектов предполагает и закуп необходимого по современным стандартам оборудования. В ВКУ им. С.Аманжолова закуплено оборудование для производства фильтров для воды L-BW 380 стоимостью более 125 000 000 тенге. Оно приобретено при поддержке Министерства науки и высшего образования РК в рамках проекта коммерциализации «Производство композиционных фильтрующих материалов для очистки водных объектов». По словам руководителя проекта, старшего научного сотрудника вуза Тлека Куанышбекова, новая техника обеспечит качественную реализацию важнейшего этапа в изготовлении инновационных фильтров. Напомним, презентованный в 2023 году проект «Производство композиционных фильтрующих материалов для очистки водных объектов» направлен на решение актуальной мировой проблемы – низкого качества пресной воды. Учёные ВКУ занимаются налаживанием производства фильтрующих композиционных сорбентов на основе биополимеров, керамических, углеродных материалов, модифицированных оксидом графита со сборкой в картридж, а также изготовление корпусов на базе университета. Итоговый продукт в скором времени будет адаптирован на крупных предприятиях и в жилых домах. А это значит, что населению страны гарантировано эффективное удаление загрязняющих веществ, таких как тяжёлые металлы, микроорганизмы и органические соединения.

В свою очередь, в Научно-исследовательском центре «Инженерия поверхности и трибология» Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова установлен и запущен растровый электронный микроскоп стоимостью 90 миллионов тенге. Это устройство позволяет изучать структуру поверхности, микрорельеф, морфологические особенности и элементный состав, создавая условия для проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в материаловедении, металлургии, биомедицине и других областях. Оборудование уже используется для научных исследований.

 Кроме того, учёные вуза трудятся над разработкой системы прогнозирования  аварийных наводнений в Восточно-Казахстанской области на основе использования данных дистанционного зондирования, ГИС-технологий и машинного обучения. Проект нацелен на поддержку водоснабжения, защиту от наводнений и строительство гидротехнических сооружений в Восточном Казахстане, обеспечивая научную основу управления водными ресурсами в Казахстане.

На этом достижения научных сотрудников не заканчиваются. Они разработали ресурсосберегающие технологии для упрочнения почвообрабатывающих машин. Проект предназначен для исследования и разработки электрофрикционной технологии упрочнения режущего лезвия почвообрабатывающего инструмента. Электрофрикционная обработка формирует качественный износостойкий слой. Данный проект необходим в области энергетики, а также сельскохозяйственном, строительном и горном машиностроении.

– Наша глобальная цель – это лидерство в научно-технологическом развитии, активное внедрение инноваций, а также эффективное сотрудничество с промышленностью и государственными учреждениями. Технопарк «SHYGYS BASTAU» – это одна из ключевых стратегических площадок ВКУ, – рассказал ректор ВКУ Мухтар Толеген. – Сегодня научный центр «SHYGYS BASTAU» активно сотрудничает с вузами-партнёрами и компаниями Индии, Малайзии, Турции, Китая. В рамках изучения лучших практик вузов-партнёров они готовят совместные научные коллаборации, что даёт возможность учёным создавать консорциумы и подавать заявки на конкурсы грантового финансирования комитета науки МНВО РК.

В рамках пресс-тура представители СМИ побывали и изучили опыт работы центра поддержки детей с ДЦП «DEMEY» и интернат  «Ақ ниет».

          

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Усть-Каменогорск – Астана
При содействии пресс-службы ВКУ им. С.Аманжолова

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий