Международная аккредитация: опыт Auezov University

Образовательные программы Auezov University успешно аккредитованы в германском агентстве АСИИН.

Общепризнано, что международная аккредитация является наиболее эффективной процедурой оценки системы обеспечения качества образования. Именно поэтому в отечественном образовании аккредитация стала основным инструментом независимой внешней экспертизы. Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова относится к числу первых казахстанских вузов, чьи инициативы по прохождению международной аккредитации впоследствии трансформировались для них в ценный опыт, который они успешно используют для совершенствования образовательных программ.   

В марте 2021 года Аккредитационной комиссией германского агентства АСИИН было принято решение об аккредитации 8 образовательных программ Южно-Казахстанского университета им.М.Ауэзова по химической инженерии, легкой промышленности, биотехнологии и экологии на 7 лет, при этом 4 программы стали обладателями знака качества Eurobachelor®, который выдается Ассоциацией Европейской химической тематической сети (ECTN) лучшим образовательным программам в области химии. К слову, для выпускников образовательной программы с таким лейблом это означает, что они удовлетворяют ряду европейских требований, у них есть право доступа на следующий цикл обучения, и они соответствуют стандартам для работы в качестве профессиональных химиков в химической и смежных отраслях промышленности. Нет ничего случайного в выдаче престижного европейского знака качества образовательным программам Auezov University: за годы существования вуза в его стенах сформировалась сильнейшая в Казахстане и широко признанная за рубежом научная школа в области химической технологии, которая вносит весомый вклад в развитие профильных образовательных программ.

На международном и национальном уровне германское агентство АСИИН признано в качестве лидера в процессах аккредитации образовательных программ в области инженерии, естественных наук, математики, компьютерных наук, а также в области медицины и экономики. Агентство является членом Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования (ENQA) и входит в Европейский реестр обеспечения качества высшего образования (EQAR). С момента основания АСИИН аккредитовал свыше 5000 программ из более 40 стран.

ЮКУ им.М.Ауэзова  имеет опыт работы с АСИИН c 2008 года. Ряд программ уже трижды аккредитован в данном агентстве, и каждая аккредитация – это вызов для изменения в лучшую сторону. Университет всегда получает замечания и рекомендации экспертов, которые дают импульс для развития образовательных программ.

Какие же аспекты важны при аккредитации образовательной программы европейским агентством? В целом, это соответствие критериям качества АСИИН, предъявляемым к образовательным программам.

Для успешной аккредитации большую роль играет множество факторов, к числу которых можно отнести продуманный curriculum, fluent English преподавателей и студентов, развитая академическая мобильность, англоязычные модули, современные материально-технические ресурсы, актуальные методы преподавания, сильный профессорско-преподавательский состав, научные исследования, действенная внутренняя система обеспечения качества, прозрачные критерии приема и оценки, документированные процедуры процесса обучения, эффективные службы поддержки студентов, востребованность выпускников, инклюзивность обучения. И самый главный залог успеха – это заинтересованность  и усилия руководства вуза  в  масштабных преобразованиях на пути к качественным преобразованиям образовательных программ.

В данной статье сделан акцент на три основных аспекта, которые были в фокусе университета при последней аккредитации:

– гармонизация образовательных программ  и результатов обучения с европейскими документами;

– модернизация лабораторий;

– обеспечение принятых в мире стандартов техники безопасности. 

Гармонизация образовательных программ  и результатов обучения с европейскими документами

АСИИН представлен 14 техническими комитетами по предметным направлениям: инжиниринг, геодезия, архитектура, IT, физические технологии, материалы и процессы, менеджмент и экономика, бизнес-информатика, сельское хозяйство, химия, науки о земле и др.  Каждый комитет разработал «Дополнительные указания к специфике предмета», которые содержат рекомендуемые образовательные цели и результаты обучения, примерное содержание учебного плана (например, практическая подготовка, дисциплины).

Кроме того, программы, которые получили знак качества Eurobachelor®, ориентировались также на рамочные стандарты Ассоциации Европейской химической тематической сети (ECTN). Они  содержат информацию о результатах обучения/компетенциях, дисциплинах, распределении кредитов, учебной нагрузке, методах преподавания и оценки. Аналогичные стандарты доступны для магистратуры и докторантуры: Euromaster®, Chemistry Doctorate Eurolabel®. Данные документы полезны для всех программ в области химии.

Такой подход обусловил ориентир и других образовательных программ Auezov University на европейские стандарты в других предметных областях, например, европейские рамочные стандарты аккредитации инженерных программ EUR-ACE®, разработанные Европейской сетью по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE), рамочные стандарты Euro-Inf® и критерии аккредитации для образовательных программ по информатике, разработанные Европейской сетью обеспечения качества образования по информатике (EQANIE), стандарты в области науки о пище EQAS-Food, принятые Европейской ассоциацией ISEKI-Food и др. 

Модернизация лабораторий

Это очень важный аспект аккредитации, при котором эксперты оценивают достаточность лабораторного оборудования и приборов для достижения необходимых практических и исследовательских навыков. Учитывается обновление лабораторий по сравнению с предыдущим периодом. При этом важно показать стратегию развития лабораторий.

Стратегическое видение было изложено  в концепции оснащения лабораторий, построенной на актуальных направлениях, по которым будет развиваться образовательная программа в ближайшие годы. Принимались во внимание необходимый перечень навыков и умений, получаемых обучающимися при работе в лаборатории, оборудование и приборы научно-исследовательских центров и лабораторий  университета, а также предприятий, учреждений, с которыми осуществляется сотрудничество по образовательной программе. Произведен прогноз источников финансирования.

 Такой рациональный подход позволяет максимально эффективно использовать ресурсы университета на модернизацию лабораторий.

Внедрение и соблюдение принятых в мире стандартов техники безопасности

Университет провел серьезную работу по изучению и адаптированию мирового опыта в этой сфере:

  • изучены мировые стандарты в области техники безопасности работы в лабораториях;
  • исследованы структура и содержание инструкций по работе в химических лабораториях зарубежных вузов;
  • рассмотрены основные требования к организации безопасной работы в химических лабораториях;
  • изучен опыт мировой практики по менеджменту химических отходов.

В результате была усовершенствована система организации безопасной работы в химических лабораториях: обновлены внутренние нормативные документы, определены элементы менеджмента химических отходов, произведен монтаж аварийных душей и станций для промывки глаз в химических лабораториях,  усовершенствована маркировка емкостей с химическими реактивами.

Разработано «Руководство по безопасной работе в химических лабораториях», представляющее собой единый документ, в котором сосредоточен весь спектр необходимой информации: от общих требований безопасности работы в лабораториях, обращений с химическими отходами, средствами индивидуальной защиты, инструктажа и до учета записей химических реактивов, отходов, протоколов обучения технике безопасности. Руководство предназначено для всех лиц, работающих в лаборатории, – сотрудников и обучающихся.

Описанные действия, инициированные и поддержанные руководством вуза, способствовали успешной аккредитации образовательных программ Auezov University. Как видно, аккредитация требует не «косметических», а серьезных преобразований, и их глубина оказывает влияние не только на другие образовательные программы, но и совершенствует внутреннюю систему обеспечения качества университета.  

Бахыткуль АБДИЖАППАРОВА,

начальник отдела аккредитации и оценки качества

Южно-Казахстанского университета им.М. Ауэзова

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий