Здоровые дети – здоровая нация
Директор учебно-оздоровительного комплекса «Самопознание» ННПООЦ «Бобек» Макпал Аденова выступила в прямом эфире с темой «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей в условиях учебно-оздоровительного комплекса «Самопознание».
Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих заболеваний, является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. По данным медицины, 14% детей практически здоровы, 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% страдают хроническими заболеваниями.
Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, и поэтому воспитание здорового образа жизни школьников является одной из основных задач учебно-оздоровительного комплекса.
22-х дневный оздоровительный сезон в центре «Бөбек» – это благоприятное время для укрепления здоровья и формирования у детей навыков к здоровому образу жизни. Программа оздоровительной смены обеспечивает включенность ребенка в деятельность в течение всего дня, активное проведение времени отдыха.
При приеме на оздоровительную смену проводится медицинский осмотр для определения исходного уровня здоровья прибывшего ребенка. Доктора связываются с родителями для уточнения вопросов по здоровью ребенка, наличия обследований.
Рационально построенный режим дня является основой здорового образа жизни. Режим дня – один из самых важных моментов в жизни детей, так как он влияет на успеваемость в школе и настроение. При составлении режима дня для детей, находящихся на оздоровлении в УОК «Самопознание», учитывается возраст ребенка. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. В возрасте от 9 до 13 лет продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы, происходит интенсивный рост. Режим дня детей у нас построен с учетом возрастных особенностей детей, с чередованием умственных и физических нагрузок, сбалансированным питанием, достаточным сном, закаливанием, активным пребыванием на свежем воздухе. День начинается с утренней зарядки, которая прогоняет сонливость и дает заряд бодрости на весь день. Послеобеденный отдых составляет около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Полтора-два часа свободного времени мы используем для занятий по интересам (чтение, рисование, игры, просмотр фильмов). Очень важным фактором в режиме дня является сон. Гигиенически полноценным считается сон с 21.00 до 07.00.ч.
Питание детей сбалансировано по количеству и качеству питательных веществ, соблюдаются установленные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями органолептические свойства. Правильный режим дня имеет большое значение для здоровья и развития ребенка, организовывая его на различные виды деятельности в течение суток. Учеба, еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют ребенка. Благодаря режиму дня организм ребенка адаптируется к определенному биоритму, настраивается на время приема пищи или сон, а все органы и системы функционируют слаженно, тем самым укрепляя здоровье ребенка.
В УОК «Самопознание» режим дня составлен с учетом физиологических потребностей детей младшего школьного возраста и включает в себя достаточный ночной и дневной сон, 6-ти разовое сбалансированное питание, ежедневные прогулки,а также правильное сочетание умственной и физической активности.
Двигательная активность – это мир здоровья и гармонии ребенка. Один из основных факторов, влияющих на рост и развитие детского организма и адаптационные возможности. Организация двигательной активности в период пребывания на оздоровительной смене складывается из ежедневной утренней зарядки, физкультминуток на уроках, пеших прогулок по терренкуру, подвижных игр на открытом воздухе, занятий физкультурой, спортивных игр и состязаний.
Ежемесячно к нам приезжают дети с разной физической подготовкой и состоянием здоровья. Принцип применяемой нами адаптивной физкультуры заключается в том, что ход и содержание урока является для всех едиными, а упражнения варьируются в зависимости от здоровья занимающихся детей. В рамках программы уроков по адаптивной физической культуре проводятся подвижные игры с элементами спортивных игр, спортивные квест-игры, веселые старты. Уроки дыхательной гимнастики представляют собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребёнка. Уроки адаптивной лечебной физкультуры создают бодрое жизнерадостное настроение, укрепляют и сохраняют духовное и физическое здоровье.
Физминутки являются интересной и эффективной формой активного отдыха во время проведения уроков. Физминутка переключает внимание детей с одного вида деятельности на другой, повышает внимание и активность.
Физкультминутка дает отдых органам зрения, слуха, мышцам туловища и кистей, помогает снять эмоциональное и физическое напряжение, способствовует лучшей концентрации. После проведенных упражнений дети благодарят друг друга и желают крепкого здоровья.
Повышенная зрительная нагрузка приводит к ухудшению зрения, особенно уязвимы в этом плане дети. Дистанционные занятия в школе, выполнение домашних заданий, компьютерные игры и гаджеты – все это требует напряженной работы глаз. Упражнения для глаз позволяют минимизировать нагрузку на глаза и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, повышают неспецифический иммунитет. Гимнастика для глаз проводится с детьми инструктором по лечебной физкультуре под контролем врачей Ребят обучают некоторым упражнениям, которые они сами могут выполнять. В период оздоровительный смены мы исключаем использование детьми мобильных телефонов. Телефоны выдаются детям 2 раза в неделю в определенные дни на 20-30 минут для разговоров с родителями.
Следующим важным моментом в формировании привычки к здоровому образу жизни является полноценный сон. Внутренние биологические часы организма – циркадные ритмы, проявляются в смене состояний сна и бодрствования и изменений физиологических процессов организма. Для детей, приезжаюших на оздоровление со всех уголков Казахстана, важными условиями оздоровления и укрепления здоровья являются соблюдение режима дня, построенного так, чтобы активность детей была высокой в дневное время суток и значительно ниже в вечерние часы и правил гигиены сна. Для нормального развития ребенка большое значение имеет режим дня с достаточным дневным и ночным отдыхом. Продолжительность сна зависит от возраста. Дневной сон также необходим, он повышает работоспособность ребенка на 34 %. Правильный сон – это залог духовного благополучия, важнейшая составляющая здорового образа жизни, отдыха детей, старт хорошему настроению и бодрости на весь день. Продолжительность ночного сна у детей, приехавших на оздоровительную смену, составляет 9-10 часов, продолжительность дневного сна -1, 5 часа. Благодаря правильному сну мобилизуется иммунная система, восстанавливаются жизнедеятельность мозговых клеток, укрепляется память, улучшается настроение, повышается эмоциональное состояние ребенка. Соблюдение физиологических циркадных ритмов развивает у детей гармонию духовного, эмоционального и физического состояний.
Правильное питание воспитывает у детей стремление к здоровому образу жизни. Питание детей по количеству и качеству пищевых веществ соответствует СанПиНу по органолептическим свойствам, правилам кулинарной обработки и разнообразному составу блюд. Потребность в питательных веществах, необходимых ребенку, измеряется в калориях. Количество калорий соответствует суточному расходу и накоплению энергии питательных веществ растущего ребенка.
Мясные изделия, фрукты, овощи, молочные продукты, крупы, содержащие необходимые ребенку витамины и минеральные комплексы, такие, как белок, фосфор, кальций, йод, клетчатка, витамины группы «В», магний присутствуют в питании детей круглый год.
Сочетание здорового сбаланированного по содержанию белков, жиров и углеводов питания, с соблюдением режима дня, являются залогом к формированию привычек здорового питания, крепкого иммунитета и прекрасного настроения у детей.
Медицинские сестры проводят цикл бесед о пользе здорового питания. Ребята узнают о том, какие продукты полезны и содержат больше полезных витаминов и минералов для хорошего здоровья.
Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды.
Терренкур – пешие прогулки по территории. Метод заключается в дозированных прогулках с восхождением под углом 15-20 градусов, который способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации эмоционального состояния, оздоровления и укрепления организма.
Солнечная терапия, или гелиотерапия, это природный метод укрепления здоровья детей. Прогулки под солнцем положительно отражаются на эмоциональном состоянии, а регулярные солнечные ванны дарят нам витамин D, благодаря которому вырабатываются гормоны счастья.
Аэротерапия. Целебные силы воздуха, содержащие кислород, легкие ионы, фитонциды и другие вещества, оказывают положительное воздействие на эмоциональное и физическое здоровье. Прогулки на свежем воздухе (аэротерапия) – важный компонент программы оздоровления наших детей. Проводимые на открытом воздухе динамичные мероприятия «Путешествие в страну здоровья», в которых дети показывают свою ловкость, силу, быстроту, дают им знания и навыки по здоровому образу жизни. Эстафетный конкурс «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» проводится среди детей для закрепления знаний и навыков закаливания.
Дорожка здоровья. Известно, что в области подошв сосредоточены активные биологические зоны, рефлекторно влияющие на работу всех внутренних органов и жизнедеятельность всего организма в целом. Дети, приезжающие к нам на оздоровительную смену, ежедневно ходят по «Дорожке здоровья». Хождение босиком – один из результативных способов закаливания, весьма полезная и очень простая процедура. Хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают многие дети. Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постоянным и систематическим Дополнительно проводимые беседы о пользе босохождения помогают сформировать у детей правильные привычки здорового образа.
Точечный самомассаж. Точечный массаж – «волшебные точки», один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле, можно изменить состояние здоровья, предотвратить развитие многих болезней, укрепить иммунитет у ребёнка. Точечный массаж улучшает эмоциональное состояние детей, гармонизирует духовное и физическое здоровье. Мы обучаем детей приемам самомассажа биологически активных точек для профилактики острых респираторных заболеваний.
Гигиеническое воспитание. Чистые руки – залог здоровья, это утверждение известно всем и отсутствие привычки мыть руки может привести к распространению различных инфекций. Обучение ребенка технике мытья рук на занятиях по здоровому образу жизни проводят наши сотрудники с первых дней. При правильном и своевременном обучении формируется полезная привычка мытья рук, которая способна уберечь ребенка от массы проблем со здоровьем. Гигиена полости рта очень важна для здоровья. Сотрудники стоматологического кабинета в своих беседах рассказывают детям об ежедневной правильной чистке зубов утром и вечером, как обязательном условии профилактики стоматологических заболеваний.
Обеспечение комплексного подхода к формированию привычек к здоровому образу жизни у детей является одной из основных задач, способствующих эффективному улучшению здоровья детей.
Загрузка...