Abai University активно внедряет новые инструменты маркетинга

Известно, что маркетинг является ключевым элементом любого бизнеса. Как бы ни противилось наше сознание, сферу образования уже приходится рассматривать как бизнес, а не только как социальный проект.

Даже в советское время, задолго до легализации частного предпринимательства в Казахстане, существовали определенные образовательные бизнес-модели в виде репетиторства, автошкол, курсов кройки и шитья и т.д.  С обретением независимости в стране начался активный процесс формирования и развития рыночных отношений одновременно с усилением конкурентной борьбы, в том числе и в сфере образования. Это стало причиной того, что возрос интерес к маркетингу, как философии и инструментарию предпринимательства.

Не так давно начатое практическое освоение образовательными организациями элементов маркетингового подхода сейчас продолжается очень интенсивно. Исследователи маркетинговой политики отрасли в качестве продукта высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг рассматривают образовательную программу как комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение социального положения потребителей данного сегмента рынка. Сейчас уже почти повсеместно в организациях высшего и послевузовского образования применяются маркетинговые инструменты для оценки и прогнозирования спроса на свои услуги, для информирования целевых аудиторий, формирования общественного мнения и совершенствования конкурентных позиций. Потребность в маркетинговых инструментах приводит к тому, что в организационной структуре управления современного вуза с необходимостью возникает специализированное подразделение, как и в случае с Abai University – отдел маркетинга.

Не секрет, что правительства ведущих стран мира считают одной из основных задач повышение конкурентоспособности экономики за счет развития качественных образовательных услуг. В условиях современных глобализационных процессов формируется международная система высшего образования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных национальных систем. С подписанием Болонской декларации вузы Казахстана стали конкурировать не только в рамках страны, региона, но и всего европейского пространства высшего образования (ЕНЕА). Этот фактор также подстегивает процесс активного использования маркетинговых и рыночных инструментов. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих вузов наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности университета в условиях рынка является использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в продвижении своих образовательных услуг.

Abai University со своей 90-летней уникальной историей является первым высшим учебным заведением страны, лидером подготовки квалифицированных специалистов в педагогической и гуманитарной сферах. Университет в условиях конкуренции развивает стратегию проактивного маркетинга образовательных услуг, что включает четкие определения целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также конкурентных преимуществ образовательных программ, с которыми он выходит на рынок. Поэтому основным направлением и задачами отдела маркетинга является повышение конкурентоспособности Abai University за счет объединения усилий вуза в области коммуникаций со стратегическими целевыми аудиториями; повышение эффективности продвижения бренда вуза в академической и бизнес-среде на международном и национальном уровнях; повышение узнаваемости университета путем формирования, развития и продвижения его имиджа, укрепления положительной репутации; выстраивание и реализация современного подхода к работе с абитуриентами, их родителями и учителями как приоритетной группой общественности, повышение качества приема в университет и другое.

Мы четко понимаем, что маркетинговая деятельность вузов не может сводиться к проведению отдельных рекламных акций во время вступительных кампаний, а инструменты маркетинга должны использоваться в процессе ежедневной деятельности. Полезным эффектом маркетинговой деятельности вуза являются устойчивый спрос  на образовательный продукт вуза со стороны абитуриентов, возможность трудоустройства и карьерный рост выпускников, уровень квалификации молодых специалистов, соответствующий запросам потребителя. Конечная цель маркетинговой стратегии – формирование и развитие отличительных конкурентных преимуществ, положительного имиджа вуза.

В настоящее время перспективным направлением маркетинговой стратегии Abai University является концентрация ресурсов на новых перспективных исследовательских направлениях с акцентом на развитие наиболее продуктивных областей (research mainstream). Ресурсная поддержка должна оказываться в первую очередь перспективным исследовательским направлениям с усиленной международной составляющей (нейропедагогика, образовательная аналитика, цифровая и доказательная педагогика, искусственный интеллект в образовании и т.д.). А затем, исходя из результатов этих исследований, проведение обучающих семинаров для руководящего состава школ, колледжей. Заключение договоров с лучшими педагогическими  вузами мира по обмену и стажировкам тоже будет работать на добавленную стоимость оказываемых нами услуг.

Стратегически ориентированное управление вузом предполагает системное выстраивание маркетингового комплекса задач, обеспечивающих организации устойчивое положение на конкурентном рынке. В связи со спецификой предоставления образовательной услуги (комплексность, участие потребителя, неразрывность процесса создания услуги и ее потребления…) среди инструментов маркетинга представляют особую значимость инструменты маркетинга отношений. Они включают в себя управление ценностью услуги, ее значимостью для потребителя; управление субъективным восприятием услуги, формированием устойчивого положительного образа услуги; управление потребительской лояльностью.

Для этого отделом маркетинга Abai University активно ведется работа по дальнейшему расширению и внедрению новых форм и инструментов digital-маркетинга, целью которого является создание четкого привлекательного образа университета в глазах существующих и потенциальных клиентов. Ключевые направления работы digital-маркетинга это и привлечение подписчиков, соответствующих целевой аудитории, и повышение вовлеченности (лайки, комментарии, просмотры страницы); это и трансляция ключевого сообщения и эмоционального настроения подписчикам в группах посредством таргетированной рекламы; это и увеличение лояльности подписчиков через непосредственную коммуникацию в комментариях и личных сообщениях и т.д. Учитывая необходимость в привлечении не только казахстанских абитуриентов, отдел маркетинга ежегодно проводит работу по интернационализации состава студентов, участвуя в международных образовательных выставках.  

В заключение хотелось бы обратить особое внимание на необходимость регулярного мониторинга рыночной конъюнктуры, востребованность  образовательных услуг, направлений спроса, деятельности конкурентов, а также на построение долгосрочных партнерских отношений с потребителями образовательных услуг.

Актолкын Кулсариева, проректор по стратегии, цифровизации и интернационализации  КазНПУ имени Абая

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий